Конспект экскурсии в младшей группе весной. Экологическая экскурсия на территории детского сада для детей младшей и средней групп. Подвижная игра «Снег и лёд»

Детишки всегда очень любознательны. Поэтому любая экскурсия для них – возможность расширить мировоззрение, открыть для себя что-то новое, интересное. Многое зависит от руководителя детской группы. Взрослые должны выбирать места, которые будут одновременно интересными, познавательными, обучающими, а после посещения они вызовут оживленные обсуждения у мальчиков и девочек. Хорошая экскурсия с группой детей запоминается надолго, а вот обычная поездка сразу забывается. Увы, но время проходит впустую.

Классификация


Условно экскурсии можно разделить на несколько видов:
  • Осмотр достопримечательностей. Это может быть конкретное место, либо группа объектов, до которых детишки добираются на автобусе.

  • Посещение музеев. С одной стороны, это банально. Но с другой стороны, можно существенно разнообразить экскурсию, если речь идет о каком-то оригинальном месте – например, музее шоколада, музыкальных инструментов или подводных лодок.

  • Посещение предприятия, где осуществляется производство (выращивание). Яркий пример: фабрика мороженого для детей . Компания «Чистая линия» предлагает экскурсию с посещением помещений, где производят мороженое. Дети могут узнать много интересной и полезной информации о любимом лакомстве. А главное – мальчикам и девочкам предлагается мастер-класс. Такая экскурсия скучной точно не будет.

Куда поехать с детьми?


Экскурсии с детьми младшей группы необходимо планировать заранее, плюс важно учитывать возраст мальчиков и девочек. Если им 6-9 лет, то вряд ли военно-исторические музеи или посещение дома известного писателя сильно их заинтересуют. Вот несколько конкретных примеров, где можно провести время с пользой:

Роботостанция.

Дети могут познакомиться с последними достижениями в области науки, посмотреть, как работают роботы, какие задачи выполняют. Мальчикам и девочкам предоставляется возможность поговорить с машинами, самостоятельно задать им операцию. Специалисты рассказывают о процессе производства на простом языке без погружения в техническую составляющую.


Цветник.

Такие экскурсии для младших школьников полезны. Детей знакомят с цветущими растениями, они запоминают их названия, оттенки, ароматы. Каждый из ребят может самостоятельно посадить свой первый в жизни цветок, который будет расти.


Хлебобулочный комбинат.

Школьники каждый день едят булочки и хлеб, наслаждаются их вкусом. И наверняка им будет интересно посетить предприятие, где вкуснятина готовится. Конечно, такая экскурсия не обходится без мастер-класса. Детишкам также предложат отведать горячие булочки и хлеб, которые только-только были приготовлены. У них особый, незабываемый вкус.


Фабрика мороженого.

Согласно отзывам руководителей детских групп, это самое популярное место у школьников. Ведь трудно представить ребенка, который не любит мороженое. А на фабрике у них есть возможность воочию увидеть, как создается лакомство. Мальчики и девочки посетят конвейер, склад, производственный отдел, поучаствуют в процессе приготовления. А в самом конце их ждет самая аппетитная часть программы – дегустация. Они будут пробовать приготовленное на их глазах мороженое. И весь процесс ознакомления с производством будет сопровождаться интересными шутками от аниматоров.


Выбирая экскурсии для школьников начальных классов, помните об их интересах. Посещение предприятия – это возможность совместить приятное занятие с полезным и познавательным. Такая экскурсия формирует у мальчиков и девочек желание что-то делать самостоятельно, творить, проявлять фантазию. К тому же им точно не будет скучно.

Сhudesenka.ru

Осенняя экскурсия «Дождь из листиков» для детей младшего дошкольного возраста

Цель — формирование первичных естественно-научных представлений (времена года. Осень. Признаки осени).

Оборудование : ведерко, корзинка, природные материалы (разноцветные листья, каштаны, желуди).

Предварительная работа

Разучивание подвижных игр «Дождик», «Каштан».

Проведение опыта «Тонет — не тонет» в центре экспериментирования.

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что стало прохладно, хотя и светит яркое солнце, дует ветер, по небу плывут тяжелые облака. Дети отвечают на вопрос педагога, почему они стали одеваться теплее, чем одевались летом.

В парке педагог собирает детей вокруг себя и читает стихотворение.

Педагог.

Листики-листочки

Кружатся, кружатся.

Листики-листочки

На траву ложатся.

Посмотрите, листочки лежат на траве. Они опали с деревьев, потому что наступила осень. Какого они цвета?

Дети. Листочки красные, желтые.

Педагог . Какие еще листочки? Какого они размера? Какой формы?

Дети. Листочки большие и маленькие, круглые и треугольные.

Педагог . Вот этот листик овальный, а этот листик — резной.

Педагог показывает детям лист ивы и лист клена.

Педагог. Поднимите головы вверх. Посмотрите на листочки. Что они делают?

Дети . Листочки дрожат на ветках, опадают, летят, кружатся, ложатся на траву, плавают в луже.

Педагог. Возьмите один листочек в левую руку.

Дети выполняют задание.

Педагог . Сколько листочков у каждого из вас в левой руке?

Дети . Один листочек.

Педагог. Возьмите один листочек в правую руку.

Дети выполняют задание.

Педагог . Сколько листочков у каждого из вас в правой руке?

Дети. Тоже один листочек.

Педагог. А на траве сколько листочков?

Дети. На траве много листочков.

Педагог. Летом было много листочков на деревьях, а теперь листочки пожелтели, покраснели и опадают. Много листочков лежит на траве, на дорожках, в лужах. Ветер кружит листочки над землей. Поднимите руки с листочками вверх и покружитесь вместе с ними.

Дети выполняют задание.

Педагог.

Если листья пожелтели —

Наступила осень.

Ветер листики метелью

В старом парке носит.

Педагог подводит детей к какому-либо водоему.

Педагог. Опустите листики на воду. Посмотрите, как они плывут. На что похожи листики?

Дети . На разноцветные кораблики.

Педагог. Как вы думаете, почему листики не тонут?

Дети . Листики легкие.

Педагог. Правильно, листики легче воды, поэтому они не тонут в воде, а плавают по ее поверхности. Соберем букет из самых красивых разноцветных листьев, а потом нарисуем его.

Дети вместе с педагогом собирают букет.

Педагог. А почему и дорожки, и трава, и листики мокрые?

Дети . Утром шел дождь.

Педагог. Верно, осенью часто идут дожди. Они уже не такие теплые, как летом. Иногда дождь может идти, моросить весь день. Давайте поиграем в новую игру, которая называется «Дождик».

Дети играют под руководством педагога.

Игра «Дождик»

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Тоненькие ножки.

(Дети стоят лицом в круг. Ритмично прыгают на обеих ногах. Произносят только повторяющуюся строку.)

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Намочил дорожки.

(Тянутся на носочках вверх.)

Дождик, дождик. Кап-кап-кап!

Намочил осинки.

Дождик, дождик. Кап-кап-кап! Наклоняются.

Наклонил травинки.

Педагог обращает внимание детей на траву под каштаном.

Педагог. Давайте рассмотрим травку под деревьями. Какого она цвета?

Дети . Она и зеленая, и желтая.

Педагог. Правильно. Летом травка была зеленой и сочной, а осенью она желтеет и засыхает. Посмотрите, как много сухих травинок.

Дети рассматривают траву.

Педагог . Есть ли цветы в траве?

Дети. В траве нет цветов.

Педагог. Да, правильно. Летом было много цветов, а осенью их не стало совсем. Но зато в траве что-то лежит. Что это? Откуда они взялись?

Дети . Это каштаны. Они упали с дерева.

Педагог . Возьмите один каштан в правую руку. Рассмотрите каштан. Какого он цвета? Какой он формы? Какой он на ощупь?

Дети. Каштан круглый, зеленый, колючий.

Педагог поднимает и разламывает один каштан.

Педагог. Посмотрите-ка, а внутри зеленого колючего каштана лежат гладкие коричневые плоды. Сколько их? Сосчитайте.

Дети . Один, два. Всего два каштана.

Педагог. Давайте сложим каштаны в ведерко. Они пригодятся нам для игр.

Дети складывают каштаны в ведерко.

Педагог. Поставим ведерко и поиграем в игру «Каштан».

Игра «Каштан»

Педагог делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно выполнять движения, произносит текст. Дети проговаривают текст вместе с педагогом.

Мы бежали по дорожке.

(Дети бегут по кругу друг за другом. Руки держат на поясе.)

Нам каштан попал под ножки.

(Идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Стали мы его пинать.

(Вновь бегут по кругу.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Выполняют прыжки на носочках.)

Педагог подводит детей к дубу.

Педагог. А что лежит вот под этим деревом? Посмотрите.

Дети. Это желуди.

Педагог . Какие желуди? Какого они цвета? Какой формы? Какие на ощупь?

Дети . Желуди зеленые, не круглые, гладкие, в маленьких шапочках.

Педагог. Верно. Есть желуди зеленые и есть коричневые. Они действительно не круглые, они овальные. Послушайте стихотворение про желудь.

Вот так желудь! Как клубочек.

А в клубочке том — дубочек.

Если желудь посадить в землю, из него действительно вырастет дуб. Возьмите один желудь правой рукой. Положите его в корзинку.

Дети выполняют задание.

Педагог. Сколько желудей в корзинке?

Дети . В корзинке много желудей.

Педагог . Правильно. Осенью на деревьях созревают плоды и семена, они, как и листья, тоже падают на землю. Давайте вспомним, что вы узнали об осени на сегодняшней прогулке.

Дети . Осенью становится холодно, солнышко светит, но почти не греет. Люди одеваются теплее. Идут дожди, желтеют и опадают с деревьев листья, трава желтеет и засыхает, в траве не видно цветов, на деревьях созревают плоды и семена, они тоже опадают с деревьев.

Педагог. Молодцы. Вы перечислили много признаков осени. На следующей прогулке мы будем наблюдать за птицами и поговорим о том, что делают осенью птицы и звери.

Перспективный план экскурсий и целевых прогулок

2 младшая группа «Василек»

Сентябрь

Экскурсия на огород

Цель: Расширить представление об овощах. Учить описывать их особенности, цвет, форму. Находить объекты на картинке. Активизировать в речи слова: морковь, огурец, капуста, помидор, картофель.

Целевая прогулка к дереву

Цель: Знакомство с деревом, отличительные признаки: высокое (чтобы увидеть верхушку дерева надо поднять голову), у дерева есть ствол, ветви, на ветках листья.

Целевая прогулка к кустарнику

Цель: Знакомство с кустарником, отличительные признаки: ветви тонкие, куст низкий, можно достать верхушку.

«Где живет лужа» - целевая прогулка

Цель: Расширять знания о времени года – осень, о ее признаках. Причины возникновения лужи.

Октябрь

Экскурсия в сквер детского сада

Цель: Расширять знания о времени года – осень, назвать признаки осени. Рассмотреть растения: дерево, кустарник, травы. Отметить, что все пожелтело, наступила «золотая осень».

На участок к старшим детям

Цель: Знакомство с детьми, их играми. Учить общаться со старшими детьми.

Пернатые друзья

Цель: Рассмотреть птиц (воробьи, вороны), их части тела. Активизировать в речи слова: птицы, воробьи, вороны, летают, садятся, прыгают, перелетают.

«Травушка – муравушка» - целевая прогулка к поляне.

Цель: отметить, что трава пожухла. Наступила поздняя осень. Назвать характерные признаки осени.

Ноябрь

Экскурсия по коридору детского сада

Цель: Знакомство с внутренним строением детского сада. Показ кабинетов (музыкальный, медицинский, психолога, заведующей). Игры детей в музыкальном и физкультурном залах.

Цель: рассмотреть здание детского сада. Найти окна группы. Отметить, что у каждого дома есть окна, двери, их назначение.

«Зачем нужны заборы?» - целевая прогулка

Цель: Отметить с детьми назначение заборов. Закрепить, что за забор ходить «нельзя» - ОБЖ

Целевая прогулка в музыкальный зал

Цель: познакомиться с профессией музыкальный руководитель. Он учит нас петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, проводит праздники. Показать музыкальные инструменты, поиграть на них.

Декабрь

Экскурсия в физкультурный зал

Цель: Познакомить детей с профессией – инструктор по физической культуре. Зачем нужен физкультурный зал? Закрепить с детьми назначение физкультурного зала, инвентаря для занятий по физкультуре и спорту.

Целевая прогулка на соседний участок

Цель: познакомить с детьми соседями. Учить общаться со старшими детьми. Рассмотреть, как они одеты. Почему?

Цель: Рассматривание выпавшего снега. Почему вдоль заборов так много снега. Художественное слово:

Снег, снег кружится

Белая вся улица

Собрались мы в кружок

Завертелись как снежок.

Рассматривание снежинок на одежде детей.

Экскурсия в прачечную комнату

Цель: Познакомить с профессией – машинист по стирке белья. Показать и закрепить с детьми назначение стиральных машин, какие операции по стирке белья они выполняют.

Январь

«Вокруг детского сада обойдем» - экскурсия

Цель: Закрепить представление о зиме, как о времени года. Активизировать в речи детей слова: зима, холодно, морозно, лед, снег, сугробы.

Целевая прогулка в старшую группу

Цель: Познакомить детей с групповой комнатой старших детей. Учить общаться со старшими детьми. Ориентировка в пространстве.

Целевая прогулка к сугробу

Цель: Рассмотреть сугроб, из – за чего он образовался (скопление снега) Активизировать в речи слова: снег, метель, зима, сугроб.

Февраль

Цель: Создать радостное настроение об увиденных снежных построек. Активизировать в речи детей слова: снеговик, снежная баба, горка, лабиринт.

Экскурсия в медицинский кабинет

Познакомить детей с профессией – врач. Дать основные знания о профессии: лечит больных, заботится о здоровье детей.

Целевая прогулка к зимнему дереву

Цель: Рассмотреть дерево, отметить, что оно стоит голое, нет листочков, потому что на улице еще очень холодно.

«Вокруг сада обойдем» - целевая прогулка

Цель: Рассматривание сосулек на крыше. ОБЖ – почему нельзя ходить под крышами домов и детского сада? Закрепление правил безопасности.

Март

Экскурсия в зимний сад

Цель: Расширять знания об экзотических видах растений. Закрепить с детьми названия растений в зимнем саду.

Целевая прогулка по участку

Цель: Расширять знания о времени года – весна. Назвать признаки весны (таяние снега, солнце пригревает, почки набухают на деревьях, птицы поют по- весеннему)

Экскурсия в бассейн

Цель: Познакомить с бассейном, расширять знания детей о таком виде спорта, как плавание. Закрепить знания детей о назначении бассейна.

Целевая прогулка. Наблюдение за сосульками

Цель: Увидеть изменения, что происходит с сосульками, причины капели. Дать признаки весны. Художественное слово:

Тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Апрель

Экскурсия в кабинет заведующей

Цель: Знакомство с профессией – заведующий. Рассмотреть ее кабинет. Расширять знания о профессии.

«Зачем нужны заборы» - целевая прогулка к забору. Наблюдение за проезжающим транспортом.

Цель: Расширять знания о видах транспорта6 автобус, грузовая машина, легковая машина. Активизировать в речи детей слова: кабина, кузов, колесо, руль.

Целевая прогулка по участку

Цель: Создать радостное настроение. Обратить внимание детей на участок, как он изменился. Было много снега, а сейчас он почти весь растаял, появились из – под снега деревянные постройки.

«Где живет лужа?»

Цель: Отметить из – за чего они образуются весной. Почему? Побуждать к высказыванием (таяние снега, солнце пригревает). Показать детям разнообразные действия с талым снегом.

Май

Экскурсия в нивхский мини - музей

Цель: познакомить детей с музеем, объяснить для чего нужен музей. Рассмотреть с детьми экспонаты, детские рисунки и аппликации.

«Зачем нужны заборы?» - целевая прогулка. Наблюдение за прохожими

Цель: Рассмотреть, как они одеты. Почему? Какое время года? Дать признаки весны. Почему прохожие проходят за ограждением.

Целевая прогулка к дереву

Цель: Учить детей наблюдать, сравнивать, видеть явление в его развитии, что было недавно, что стало сейчас. Ввести в активный словарь детей слова: ветка, почки набухли, появляются молоденькие листочки.

Целевая прогулка по участку

Цель: Рассмотреть появившуюся первую молодую травку. Расширять знания об изменениях в природе. Почему? Какое время года приближается?

Июнь

Экскурсия на кухню

Цель: Познакомить детей с трудом повара. Показать кухонную посуду. Закрепить понимание обобщающего слова посуда.

Целевая прогулка на огород. Наблюдение за трудом взрослых на огороде.

Цель: Расширять знания детей о растениях. Показать рассаду, семена. Знакомить со словами: грядки, рассада, семена, огород, лейка.

Целевая прогулка на полянку

Цель: Закрепить у детей представления о лете, как времени года. Знать признаки лета. Рассмотреть траву, первые цветы – одуванчики. Научить узнавать и называть их, различать по цвету, строению. Вызвать радость от непосредственного общения с природой.

Целевая прогулка по участку. Рассматривание насекомых.

Цель: Расширять представления детей о насекомых. Назвать отличительные признаки и особенности. Активизировать в речи детей слова: жук, бабочка, лето, жужжит, порхает, садится на цветок.

Июль

Экскурсия по улице

Цель: Закрепить знания детей о транспортных средствах. Познакомить со светофором. Рассказать о правилах дорожного движения.

Целевая прогулка в сквер. Наблюдения за изменениями в природе

«Вокруг детского сада обойдем» - целевая прогулка

Цель: Посмотреть работу дворника и других рабочих по обслуживанию детского сада. Транспорт привозит продукты. ОБЖ – обучение детей правилам поведения. Нельзя уходить с участка во время прогулки на хозяйственный двор.

Целевая прогулка на клумбу с цветами

Цель: Расширять представления о насекомых, цветах. Чем отличаются цветы в группе, от цветов на клумбе. Развивать наблюдательность, обогащение и активизация словаря детей.

Август

Экскурсия в методический кабинет

Цель: Знакомство с профессией – методист. Просмотр выставки дидактических игрушек, детской художественной литературы.

Целевая прогулка по участку

Цель: Сформировать у детей правильное отношение к насекомым: не обижать, безобидное существо, бережно относиться к ним.

«По дорожке мы пойдем» - целевая прогулка

Цель: познакомить с профессией – дворник. Как он подметает дорожки. Какой у него инвентарь (метла, совок, лопата)

Целевая прогулка к цветнику

Цель: Наблюдение трудовых действий взрослых и детей: закрепить названия цветущих растений.

Экскурсия младшей группы

«Безопасная прогулка по улице

от детского сада до остановки»

Подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории

Хусаинова Д.Т.

г. Малмыж

Цель: формирование первичных представлений дошкольников о безопасном поведении на дорогах.

Задачи:

    Закреплять правила поведения пешеходов.

    Познакомить детей с дорожным знаком «Автобусная остановка».

    Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь и умение вести себя на улице.

Методическое обеспечение: 2 красных флажка для выхода на экскурсию.

Словарная работа: улица, остановка, пешеход, пассажир, тротуар, проезжая часть (дорога), дорожный знак «автобусная остановка».

Мотивация: личная заинтересованность детей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по безопасности правил дорожного движения, беседа с полицейским, рассматривание иллюстраций по теме, просмотр обучающих мультфильмов по соблюдению правил дорожного движения «Уроки тетушки Совы», презентация «Правила дорожного движения для малышей», продуктивная деятельность (аппликация «А на улице машины, шелестят их грозно шины», лепка «Светофор», конструирование «Автобус для зверят», рисование «Зебра»), наблюдение за проезжей частью дороги вовремя прогулки, кукольный театр «Уважай светофор».

Ход экскурсии:

Беседа с детьми во дворе детского сада .

Воспитатель: дети, мы живём в красивом городе Малмыже. В нашем городе очень много улиц. На какой улице вы живете? (ответы детей ). А наш детский сад расположен на улице Лесная.

Воспитатель: что расположено на улице?

Дети: дома, магазины, школы.

Воспитатель: а еще есть дорога и тротуар. Кому можно двигаться по дороге и по тротуару? И почему?

Дети: по дороге ездят машины, а по тротуару ходят люди.

Воспитатель: по дороге ездят машины, поэтому ее называют - проезжая часть,

по тротуару ходят только люди, их называют пешеходы.

Воспитатель: ребята, вы знаете как вести себя на улице? Каким шагом надо идти по улице?

Дети: спокойным шагом.

Воспитатель: по какой стороне тротуара надо идти?

Дети: по правой стороне.

Воспитатель: как нужно переходить дорогу?

Дети: за ручку с мамой.

Воспитатель: сначала надо посмотреть налево, а затем направо, не едут ли машины. Если едут машины, то их нужно пропустить. Как вы думаете, можно ли играть на проезжей части?

Дети: нельзя играть.

Воспитатель: надо быть внимательным и слушать взрослых.

Воспитатель: я вам предлагаю сегодня отправиться в маленькое путешествие и побывать пешеходами. Вы согласны?

По городу, по улице

Не ходят просто так,

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак!

Дети выходят за ворота детского сада (идут по тротуару, внимательно следят за воспитателем).

Воспитатель с детьми подходят к автобусной остановке.

Воспитатель: ребята, куда мы с вами пришли?

Дети: автобусная остановка.

Воспитатель: здесь есть какой-то знак, посмотрите на него. Этот знак означает место остановки автобуса. Он называется «Автобусная остановка». Зачем этот знак нужен людям?

Дети: не знаем.

Воспитатель: этот знак нужен для того, чтобы люди знали, где останавливается автобус. А для чего нужен автобус?

Дети: возить детей и взрослых и т.д.

Воспитатель: люди, которые ездят на автобусе называются пассажирами.

Воспитатель: сколько пассажиров может везти автобус? Кто приехал сегодня утром на автобусе?

Дети: Артём, Данил и другие.

Воспитатель: вы были пассажирами.

На остановку приехал автобус.

Воспитатель: посмотрите внимательно, как пассажиры выходят из автобуса и садятся в него. Чтобы не случилась беда с пассажирами, какие нужно соблюдать правила поведения в автобусе и при выходе из него?

Дети: не прыгать, не бегать, не толкаться.

Воспитатель: выходить нужно в переднюю дверь, а входить в заднюю дверь.

Надо быть внимательным, вежливым и пропускать в автобус мам с маленькими детьми, бабушек и дедушек.

Воспитатель: ребята, посмотрите, как пассажиры обходят стоящий автобус и переходят дорогу. Правильно они делают?

Дети наблюдают и дают варианты ответов.

Воспитатель: не надо спешить переходить через дорогу, лучше всего подождать, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу (ждём, когда отойдёт автобус). Затем перейдём через дорогу на другую сторону улицы. Смотрим налево, направо и переходим улицу.

По тротуару идём в детский сад.

На веранде участка детского сада проводится беседа (заключительный этап экскурсии).

Воспитатель: мы с вами побывали в маленьком путешествии. Что понравилось? Что узнали нового? Какие правила поведения пешеходов вы знаете? С каким знаком познакомились? С какими новыми словами познакомились? Кто такие пассажиры, пешеходы? Что такое проезжая часть? Как правильно себя вести в автобусе и на улице?

Дети: отвечают.

Воспитатель: ребята, теперь вы знаете правила поведения пассажиров и пешеходов, старайтесь эти правила выполнять. Расскажите о нашем маленьком путешествии – экскурсии вашим мамам и папам. А когда поедете домой, посмотрите, какие еще есть знаки в нашем городе и спросите о них родителей, а потом мне расскажете.

Список литературы:

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

    ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н.В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 173 с. – (Сердце отдаю детям).

    Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломец. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.- 168 с.

    Занятие по правилам дорожного движения / Сост, Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

Цель: Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

Познакомить детей с основными частями дерева (ствол, ветви, листья). Показать им, что деревья бывают разной высоты и толщины; рассмотреть, что на ветвях деревьев растут листья, но, когда, становится холодно они опадают; познакомить с деревьями, такими как тополь, рябина, береза и цветочной клумбой.

Подготовка и сбор информации: работа с художественной литературой, рассматривание книг, энциклопедий, подбор текста, иллюстраций, фотографий.

Для чего нужны деревья?

«Когда мы сажаем деревья, мы сажаем семена мира и семена надежды»

Профессор Вангари Маатаи, лауреат Нобелевской премии мира за 2004 г.

Деревья приносят большую пользу не только планете Земля, но и всем ее обитателям, в том числе и человеку. Люди широко используют древесину для производства самых разных предметов. К тому же, деревья – это живые существа, которым важно расти и развиваться, они имеют совершенно такое же право на то, чтобы жить, что и человек.

Деревья отличаются друг от друга точно так же, как и люди. Некоторые из них растут в глухом лесу, за всю жизнь не встретят человеческих существ, животные к ним относятся уважительно, и они проживают долгую жизнь среди других деревьев. Другие растут в городах: «дышат» всем тем, что загрязняет городской воздух, низко растущие ветки им обламывают дети, а коммунальные службы обдумывают, не спилить ли такое дерево, которое заслоняет свет жильцам нижних этажей дома. Очень редко люди проявляют действительную заботу о деревьях, хотя деревья заслуживают ее. Ведь они очень полезны, не зря говорят, что это легкие планеты. Они устроены так, что для жизнедеятельности им необходим углекислый газ, который деревья поглощают, вместо него выделяя кислород. Этот процесс называется фотосинтез. Если бы не деревья, то атмосфера. Земли давно бы истощилась, не говоря уже о том, что очень многие живые существа не смогли бы жить на ней, так как им нечем было бы дышать. Над такими местами планеты, как Антарктида и Арктика, где зеленых растений нет, озоновый слой достаточно тонкий, поэтому солнечный ветер способен проникать через атмосферу, вызывая повышенный уровень радиации. Некоторые виды солнечного излучения не слишком полезны для живых существ, и только кислородная атмосфера мешает им распространяться. А ее формируют именно деревья. Также они способствуют тому, чтобы почва не размывалась. Они служат домом и приютом многим живым существам, в числе которых птицы и насекомые. Некоторые млекопитающие селятся в дуплах деревьев, а другие спокойно передвигаются по ним, спасаясь от хищников, которые ходят по земле. В городах деревья не только вырабатывают кислород, они также очищают воздух, так как на листьях оседает вся пыль, они поглощают из атмосферы всевозможные вещества, не слишком полезные для здоровья людей, и накапливают их. На основе деревьев формируются экосистемы, состоящие из животных, птиц, насекомых и других растений. Леса состоят из отдельных растений, и очень важно сохранить их, иначе нарушается жизнедеятельность всего живого. Также деревья очень красивы. Простая прогулка по лесу или по парку дает человеку силы на то, чтобы справиться со многими жизненными трудностями. Спокойные и мудрые, эти растения как будто и вовсе не зависят от времени, а трудности, которые подстегают всех живых существ на каждом шагу, кажется, их не касаются. Глядя на величественность деревьев, любой человек способен успокоиться и отдохнуть душой.

Цель: научить детей различать разновидности деревьев (по листьям, по стволу, длине и ширине)

Педагог: Дети, обратите внимание, какая сегодня прекрасная осенняя погода, какой теплый и тихий день. Я хочу прочесть вам небольшое, стихотворение, про осень, которое написал детский писатель Алексей Плещев.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели,
В теплые края.

1 остановка «Цветочная клумба».

Педагог: Мы стоим с вами у цветочной клумбы. Посмотрите, пожалуйста, какие цветы, здесь у нас растут (бархотки). Ребята давайте вместе с вами рассмотрим эти цветы, некоторые из них уже отцвели, но на их месте образовались семена. Возьмите их в руку и рассмотрите поближе.

2 остановка «Тополя».

Педагог: Посмотрите на эти деревья, вы их знаете? Нет, а они называются! (тополя). У взрослого дерева очень сильный ствол, высокий и большие пышные ветки. Такое дерево дает очень много кислорода, воздух рядом с ним становится чище и светлее. Подойдите к нему и посмотрите в верх какое оно высокое. Дети послушайте четверостишье:

Падаю, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются – летят. (М. Ивенсен)

3 остановка «Березка».

Педагог: Вот мы с вами подошли к очень красивому дереву. Красавицу русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями она привлекательна во все времена года. Об этом дереве есть много песен, стихов и даже художники пишут картины. Послушайте очень красивое стихотворение.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленьком сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную. (А. Прокофьева)

А теперь пройдем вокруг этого дерева и посмотрим на опавшие листья. В июне, когда на березе появляются сережки, эти листочки можно собирать. Их принимают как лекарство.

4 остановка «Рябинка».

Педагог: Посмотрите, как много красных ягод на этом дереве. Это дерево называется рябина. Ее ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная». Послушайте стихотворение: «Красную ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она горчит.

То ли это ягодка

Просто не дозрела,

Толь рябина хитрая

Подшутить хотела?»

Вы, наверное, пробовали на вкус ягоды рябины? Они горьковатые и кислые, а вот после крепких заморозков становится слаще.

Загадки про рябину.

Загадки про березу.

* На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены.
Шапочки зелены.

* Зелена, а не луг.
* Стоит в белой одежке, свесив сережки.
* Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Загадки про тополиный пух.
Летом - снег! Просто смех!

А в ветках - плотные комочки.

Белые овечки бегают по свечке.

Стихи о рябине.

«Рябина»

Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.

То ли эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела? (Ирина Токмакова)

Стихи о березе:

У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти. (И. Наумов)
Вот берёзы у откоса
Стайкой встали у реки,
Засверкали в длинных косах
Жёлтых листьев огоньки. (Н. Нехаева)
Как у нашей у березки,
Очень славные сережки,
Как сройна, и как мила,
Это вновь весна пришла. (А. Тесленко)

Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают. (А. Кулагина)
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят. (Н. Чупрова Н. Субботина)

Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой. (Ю. Алешин)

Вся в серёжках. Не боится
Вьюги и мороза.
Белоствольная царица-
Русская береза. (А. Гришин)
Ветер в поле на рассвете
Модницу-берёзку встретил.
Ветер дунул на берёзку -
И испортил ей причёску! (М. Мишакова)

В новом платьице
Белом в полоску
Побегу по тропинке
К берёзке.
Ей в листочки шепну,
Как на ушко:
- С добрым утром,
Берёзка-подружка! (М. Мишакова)

Стихи о тополе: