Ребенок левша и его особенности развития. Если ребенок — левша. Психологические особенности Почему ребенок пишет левой рукой

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Многие родители убеждены, что леворукость – это вредная привычка, которую несложно побороть. Нужно лишь заставлять ребенка брать ложку и ручку в правую руку.

Ученые доказали, что левши существовали около миллиона лет назад. Однако современнее родители обеспокоены, если их маленькое чадо кушает и рисует левой рукой. И что же делать в такой ситуации? Пытаться переучить ребенка в правшу или просто не обращать внимания? А если пустить все на самотек, не будет ли ребенок в школе испытывать дискомфорт. Попробуем на этот вопрос внести немного ясности.

Почему к левшам такое негативное отношение?

С давних времен к «леворукости» было негативное отношение. Например, в мусульманских странах нельзя дарить подарки левой рукой, здороваться или подавать пищу. Причем такое отношение наблюдается не только в религиозных традициях разных стран, но и в сказках, в быту. Помните русские сказки: «Направо пойдешь – обретешь счастье, налево – несчастья»? А в последнее время слово «левое» имеет значение некачественного товара.

Возможно, поэтому считают, что детки-левши нуждаются в особом внимании.

Действительно ли ребенок левша?

Так задумано природой, что все в человеческом организме «зеркально» и в то же время асимметрично. То есть две ноги, две руки, одна из которых будет немного сильнее и чуть длиннее другой, два глаза, причем один из них будет ведущим, две ноздри, два уха.

Это же касается и рук, ведь совсем несложно определить, какая рука у человека ведущая.

Явление «леворукость» непосредственно связано с головным мозгом. Мозг состоит из правого и левого полушария. Каждому полушарию отведена своя роль. Так правое полушарие отвечает за работу левой стороны тела: получает информацию от левой руки, ноги, уха, глаза, а левое полушарие, соответственно, отвечает за работу правой стороны. Помимо этого, левое полушарие заведует абстрактным, логическим и аналитическим мышлением. А правое, отвечает за образное мышление, эмоции и восприятие искусства. Поэтому получается, что маленькие левши – это творческие натуры, они более эмоциональны и ранимы.

Однако не стоит делать поспешных выводов – если ребенок кушает и пишет левой рукой, то его можно считать левшой. В действительности у левши ведущая роль отведена не только левой руке, но и левой ноге, левому уху и левому глазу.

Но сделать вывод, является ли ваш ребенок левшой или нет, можно не ранее 5-ти летнего возраста, потому что до этого времени малыши одинаково используют правую и левую руку.

Почему малыш левша?

На сегодняшний день наука не может точно ответить на этот вопрос, но существует несколько теорий.

Гены. Замечено, что у леворуких детей один из родителей или родственники являются левшами. Существует гипотеза, что есть ген, который определяет развитие праворукости. А генов леворукости нет. Поэтому, те, кто не получил ген «праворукости», являются левшами и на это не влияет наследственность. Об этом свидетельствует тот факт, что у леворуких родителей рождаются правши и наоборот.

Подражание и желание выделиться. На выбор доминирующей руки влияет фактор подражания, а иногда желание выделиться. Например, если ребенок ложный левша, а тестирование показывает, что он правша. Просто ребенок может кушать и писать левой рукой, как делает мама, сидящая за столом напротив. Или бывают ситуации, когда ребенок хочет выделиться из общей массы детей в детском саду или школе и начинает кушать и рисовать левой рукой.

Импринтинг. Как только малыш появляется на свет, в его подсознании хранятся первые зрительные, обонятельные и осязательные сигналы. Например, если с первых дней жизни, во время кормления кроха лежит на левом боку, его правая ручка абсолютно свободна, и он может ею шевелить, а левая прижата к туловищу. Эти незначительные шевеления рукой в памяти крохи будут связаны с приятным удовольствием – утолением голода. Поэтому у малыша устанавливается ассоциативная связь между приемом пищи и движением правой руки. В данном случае, правая рука будет доминирующей. А если при кормлении малыш лежит на правом боку, и это единственное влияющее обстоятельство, то не исключено, что левая рука станет «главной».

Описание маленького левши

Если вы предполагаете, что ваш малыш левша, то в скором времени вы начнете замечать, что он наделен интересными способностями. Зачастую маленькие левши любят фантазировать, у них развит музыкальный слух, а иногда обладают просто феноменальной памятью. Также это очень чувствительные натуры, прекрасно ориентируются в пространстве и у них очень развито образное мышление. На первый взгляд, кажется, что быть левшой – это так здорово. Но есть одно «но». Левое полушарие головного мозга, которое более развито у правшей, отвечает за логическое мышление, чтение, письмо и способности к математике.

Детки левши читают намного медленнее, потому что смотрят на слова справа-налево (так мы видим отражение написанного в зеркале). На решения задач у них уходит значительно больше времени, чем у правшей.

Нужно ли переучивать?

Не стоит пытаться переучить ребенка в правшу. Во-первых, это практически не принесет результата, а во-вторых, они и так испытывают массу неудобств. Им неудобно рисовать, писать, водить машину. Но левши не замечают тих неудобств, они просто приспособились. Однако маленькие левши не должны забывать о существовании правой руки, чтобы активнее работало левое полушарие мозга.

Вот несколько примеров упражнений для правой руки:

  • Пусть ребенок рассортирует прищепки разными руками. Например, красные прищепки собирать левой рукой, а синие – правой.
  • Предложите малышу правой рукой, используя пипетку, перелить воду из одного стакана в другой.
  • Когда малыш будет учить буквы алфавита, нарисуйте в один ряд букву «р» и несколько букв нарисуйте неправильно – зеркально и предложите малышу найти эти буквы.

Не забудьте, что свет при чтении и письме должен падать справа, поэтому левшам нужно ставить лампу с правой стороны. Очень часто из маленьких левшей вырастают талантливые люди. Например, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Билл Гейтс. Поэтому не исключено, что ваш маленький левша очень талантлив.

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Что касается России, то их количество неуклонно растет с каждым годом. Связано это с особенностями отечественной системы образования, ведь до 1985 года левшей заставляли писать исключительно правой рукой. Сегодня же ситуация кардинально изменилась и «уникальных» учеников больше никто не пытается переучить. В нашей статье расскажем о том, каковы психологические особенности леворуких детей, насколько сложно им адаптироваться в мире, «заточенном» под правшей, хорошо ли они учатся в школе и нуждаются ли в помощи. Остановимся детально на каждом из указанных выше вопросов.

Кто такие левши?

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.

Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков.

Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.

Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем.

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические особенности

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  1. Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  2. Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  3. Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

В чем заключается уникальность левшей?

То, что леворукие люди отличаются от праворуких - это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребенок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем.

Среди левшей встречается немало одаренных и поистине гениальных людей. Наиболее известными личностями являются Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли и многие другие.

Способности к обучению

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Возможные проблемы в школе

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой.

Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания.

Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Простой тест на левшу

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребенка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей - правая или левая. Кстати, выполнять задания рекомендуется после того, как малышу исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребенка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:

  1. Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой - P.
  2. Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.
  3. Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.
  4. Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок:

  • PPPP - ребенок на 100 % является праворуким;
  • LLLL - 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше. Правши имеют отличные способности к языкам, чтению и письму. Левши - более творческие и эмоциональные люди. Они лучше других умеют мечтать и фантазировать, имеют хорошие способности к музыке и изобразительному искусству. Определить доминантность полушарий своего мозга может абсолютно любой человек, независимо от того пишет он правой рукой или левой.

Сравнение правши и левши

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей. На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:

  1. Психическая деятельность у левшей значительно хуже, чем у правшей.
  2. Способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  3. Дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстрее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. В качестве подтверждения этого мнения психологи приводят в пример знаменитых леворуких людей Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.

Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.

Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Родителям на заметку

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему мальчику или девочки быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира.

На постсоветском пространстве не разработаны отдельные методики обучения левшей письму и чтению. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • организовать рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентировать внимание ребенка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия;
  • положительно относиться к особенностям развития своего ребенка.

Все занятия с леворуким школьником должны проводиться систематически и занимать по времени не более 20 минут. Затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность.

Характеристика левши дает представление о нем как о ребенке ранимом, эмоциональном и творчески одаренном. Задача родителей состоит в том, чтобы принять его таким, каким он есть на самом деле и развить в нем все те качества, которые заложены природой.

Если у вас зародились подозрения, что кроха – левша, для начала нужно разобраться, действительно ли это так. До 4-х лет дети способны в равной степени использовать обе руки. За ребенком постарше достаточно понаблюдать в течение дня, после чего ответить на некоторые вопросы. Например, какой рукой малыш открывает двери, гладит собаку, берет яблоко, бросает снежки, держит чупа-чупс за палочку, чешет макушку… При этом, предлагая ребенку конфету, яблоко или карандаш, лучше положить этот предмет на стол, а не давать его в какую-то определенную руку. Запоминайте результаты и оцените их в конце дня. Если из десяти заданий минимум семь были проделаны левой рукой, скорее всего ваше чадо – левша.

Для того, чтобы окончательно убедиться, что ребенок – левша, можно воспользоваться специальными тестами:

  • «Поза Наполеона». При скрещенных на груди руках у левши кисть левой руки оказывается на предплечье правой.
  • «Переплетение пальцев». Предложите малышу сложить ладошки и переплести пальцы. Кроха – леворукий, если большой палец левой руки ложится сверху.
  • «Жестикуляция». Обычно человек (будь то ребенок или взрослый) жестикулирует доминирующей рукой.
  • «Одновременная работа двумя руками». Этот тест показателен и прост. Малышу в каждую руку нужно дать по карандашу. Затем попросить нарисовать два квадрата. Выполненный ведущей рукой рисунок будет совершеннее другого. При этом движения, которые выполняет доминирующая рука, медленнее, но более четкие. Линии, начерченные ведущей рукой, ровнее, углы точнее. Если ребенку перед выполнением задания завязать глаза (или попросить их закрыть), результаты будут еще более очевидными. Малыша, обученного письму, можно попросить написать двумя руками свое имя. Обычно левша ставит руки в середину листа бумаги и начинает писать правой – слева направо, а левой - зеркально.
  • «Вырезание по контуру». Дайте крохе ножницы и предложите что-нибудь вырезать из бумаги. Ребенок выполнит это задание доминирующей рукой.

Основные причины леворукости у детей

Для всего живого характерна асимметрия, и парные органы человеческого организма в этом не исключение. Один из органов, как правило, перенимает первенство. Головной мозг человека состоит из двух полушарий – правого и левого, у каждого из которых своя собственная функция.

Левое полушарие последовательно обрабатывает информацию, перебирает возможные варианты логическим образом. Вследствие этого человек мыслит конкретно, понимает смысл речи, усваивает чтение и письмо, способен производить математические вычисления, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. А вот обработка информации посредством восприятия целостного образа, абстрактное мышление, ориентация в пространстве, интуиция, чувство ритма и музыки – задача правого полушария.

От того, какое полушарие мозга доминирует, зависит то, какая рука будет ведущей. Причем связь эта осуществляется «наоборот». При более активном левом полушарии мозга человек становится правшой. Если же первенство у правого полушария – левшой.

Чтобы понять, почему именно вашему чаду досталась такая особенность, стоит выяснить, есть ли в вашем роду леворукие. Наличие родственников с ведущей левой рукой значительно увеличивает шанс для ребенка оказаться левшой. Ну а у родителей, один из которых предпочитает левую руку правой, малыши-левши рождаются в 12 раз чаще. Существует еще одна причина – подражание. Когда среди окружающих есть леворукий, кроха может перенять эту особенность, не являясь левшой по своей природе.

Леворукость – это не дурная привычка или причуда, а следствие устройства головного мозга, индивидуальная особенность ребенка. И переучивать его пользоваться правой рукой так же безрезультатно, как и заставлять изменить цвет глаз.

Как развивать ребенка левшу

Отличия левшей от правшей не заканчиваются на том, что один малыш активнее использует левую руку, а другой – правую. Все гораздо сложнее, ведь ребенок левша иным образом перерабатывает информацию, поступающую из окружающего мира, и реагирует на нее совсем по-другому.

Поэтому существуют некоторые психологические особенности леворуких детей. Часто они отличаются от ровесников затянувшимся периодом упрямства и обостренным чувством справедливости. Маленький левша непосредственен и доверчив, впечатлителен и раним. Неудачи мультяшного героя могут довести его до слез, тогда как праворукий ребенок научится сострадать чужому горю в более зрелом возрасте.

Обычно леворукие дети наделены талантами и богатым воображением. Уже в три года они замечательно рисуют, лепят из пластилина или глины, отличаются хорошими музыкальными способностями и абсолютным слухом. Однако говорить они нередко начинают позже своих сверстников, а произношение некоторых звуков может вызывать у малышей левшей затруднение.

Как обучать левшу чтению и письму

Обучение леворуких детей чтению и письму имеет свои особенности. Начиная читать предложение, малыш не обращает ни малейшего внимания на то, откуда следует начинать чтение: с начала, середины или конца строки. При письме ребенок не дописывает предложения, теряет строчку. Выведенные им слова часто зеркальны – они написаны наоборот, от последней буквы к первой.

Ребенок-правша быстро учится определять, где лево, а где право. А вот для леворукого малыша это непростая задача, ведь трудности с пространственной ориентацией – это одна из основных характеристик левшей. Чтобы помочь малышу освоить правильное чтение и письмо (слева направо), можно отметить левую руку – надеть на нее браслет или часы. С какой стороны отмеченная рука – там и начало ряда. Для отработки этого навыка можно складывать слева направо кубики и мозаику, объясняя малышу, что именно так мы читаем и пишем.

С еще большими проблемами ребенок левша сталкивается при переписывании текста. Ведь он должен не только сосредотачивать внимание на том, что ему нужно переписать, а и перенести текст в тетрадку, выстроив буквы в правильном порядке. Для левши такая задача оказывается чрезвычайно сложной и отнимает много времени и сил.

При обучении чтению леворукие дети склонны терять строчку. Для решения этой проблемы можно использовать непрозрачную линейку или кусочки картона, которыми следует закрывать читаемый текст слово за словом, по мере продвижения малыша. Таким образом необходимо практиковаться до тех пор, пока привычка удерживать нужное направление не дойдет до автоматизма.

Главной проблемой левшей является то, что они принадлежат к меньшинству. Реалии нашей жизни таковы, что часто правыми оказываются те, кто сильнее либо принадлежат большинству. Подсознательно малыш может переживать из-за своей «неправильности». Это беспокойство может спровоцировать формирование так называемого «комплекса левши».

Как нельзя себя вести с ребенком левшой

Основной совет в воспитании левши – не пытайтесь сделать из него правшу, а тем более наказывать его за использование «неправильной» руки. Переучивать левшу держать ручку или ложку в правой руке – значит переносить врожденные функции ведущего правого полушария на левое. Результатом становится следующее:

  • малыш, которого переучивают, начинает проявлять излишнее упрямство, плохо спит и теряет аппетит;
  • на нервной почве у ребенка могут начаться боли животе и головные боли, энурез;
  • формирование речи у крохи происходит со значительной задержкой, появляются логопедические проблемы;
  • взрослый, которого в детстве переучивали, отличается неумением ориентироваться на местности, неспособностью танцевать, плохо воспринимает мелодии.

В общении с ребенком левшой нельзя акцентировать внимание на его «особенности», подчеркивая отличия правшей от левшей. Постоянное напоминание об этом, как и попытки переучивать малыша, может понизить самооценку и сформировать маленькому человеку жизненный сценарий неудачника.

Природная ранимость и чрезмерная впечатлительность малыша покажет себя, если на него кричать. Несдержанность родителей, как и излишняя педантичность, способна привести к потере их контакта с ребенком. Не воюйте с ним из-за постоянного упрямства, старайтесь сгладить острые углы с помощью игры.

Если ребенок левша проявил какие-либо таланты, не стоит стремиться довести их до совершенства, постоянно завышая планку. В случае, когда родители решили самостоятельно обучить ребенка письму и чтению до школы, нельзя ругать его за неудачи. Помните, что всему свое время.

Когда наступит школьная пора, не стоит отдавать ребенка левшу в класс с углубленным изучением предметов. Леворукие дети часто не справляются с перегруженной школьной программой. А учебные заведения с жесткой дисциплиной и уставным порядком (вроде суворовского училища или кадетского корпуса) и вовсе не для них.

Что нужно делать, воспитывая левшу

Следите за тем, чтобы леворукость чада не вызывала у вас раздражения. Детям левшам нужно в три раза больше родительского внимания и терпения, чем их праворуким сверстникам. Кроме этого, не позволяйте окружающим давать советы, как переучить малыша пользоваться правой рукой.

Ребенок левша нуждается в похвале. Поощряйте его за малейшие успехи, делайте сюрпризы и подарки. Обязательно поддержите таланты малыша и помогите в их развитии.

Быт леворукого ребенка следует организовать с учетом его потребностей: свет из окна и настольная лампа должны быть справа, тетрадь или книга иметь наклон справа налево, облегчая тем самым процесс письма и чтения. По возможности приобретите принадлежности для левшей. Ручка, не закрывающая написанное, ножницы и даже специальная зубная щетка помогут крохе лишний раз не отвлекаться на его «особенность» в повседневной жизни.

Из-за отличий нервной системы, левши быстро переутомляются. Поэтому занятия с ними следует проводить не дольше 20 минут, после чего нужно обязательно отдохнуть. Передышка восстановит силы ребенка, и он снова будет готов трудиться.

Для левши прекрасно подойдет секция с тем видом спорта, в котором в равной мере задействованы обе руки: лыжи, плавание, баскетбол. Кружок по лепке или вязанию на спицах, класс фортепиано музыкальной школы – вот, что можно выбрать для леворукого ребенка.

В заключение

  1. Если вы убедились в том, что ваше дитя – левша, не расстраивайтесь и не преувеличивайте трудности, предстоящие в обучении (например, в усвоении чтения и письма) и повседневной жизни ребенка. Относитесь к этой особенности позитивно, всегда будьте готовы помочь.
  2. Не слушайте советы и рекомендации, как переучивать левшу. Не стремитесь изменить его. Любите своего малыша таким, каков он есть и гордитесь его особенностью.

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.