Почему нужно отпускать мёртвых. Не могу забыть умершего человека Что значит отпустить умершего человека в христианстве

Как отпустить душу умершего любимого мужа?

    6 мая 2015 года умер мой муж, мой любимый Сашенька, Кончились 18 лет счастья, умерли вместе с ним. Он звонил мне по 10 раз в день, всегда говорил что очень любит, скучает, а если слегка повздорили, звонил и спрашивал что, не звонишь, не любишь что ли. Он всегда был веселый, всегда любил шутить, хожу вспоминаю нашу жизнь и все время плачу. спать не могу, часто вижу его во сне. я любила каждую черточку его тела, его руки узнала бы из тысяч мне не хватает его аромата волос и его шуток, я любила засыпать в его объятиях, сейчас спать не могу, сплю и при этом думаю о нем одновременно, думаю о нем постоянно и когда разговариваю с кем то, зачем живу не понимаю, мы понимали друг друга с полуслова, нам так было хорошо вместе, а теперь он ушел. Молюсь богу, прошу за него, Мне очень сильно его не хватает. Постоянная боль в душе.

    Аня и Ника, вы действительно, не одни в своем горе. 15 марта 2015 года умер мой муж. И я не могу без него. Я живу только мыслями о нем. Я не знаю, что делаю: встаю зачем, зачем иду, готовлю есть, дышу зачем, как зомби. И мне так больно. Неужели можно перетерпеть эту боль? Он ушел так внезапно и таким молодым, просто упал и остановилось сердце. Он не должен был уйти. Что мне делать? Жизнь раскололась на до и после. Я не хочу жить. Хочу быть с ним рядом. Вижу его во сне: Он говорит, что не умер. Но родственники говорят, что это фантазия в моем мозгу. Но его видел сын и он ему тоже сказал, что он не умер. Он не успел ничего мне сказать. Он не вернулся ко мне, наверное не захотел. Я знаю, что вы не ответите мне, потому что уже давно нет записей. Только хочу одного: чтобы прошла эта невыносимая боль, но для этого нужно, чтобы это была неправда и он был бы жив. Помогите люди так больно!

    У меня тоже не стало мужа 5 месяцев назад, с которым мы прожили 33 года. Со временем становится только хуже. Очень скучаю по нему. Сил нет жить совсем, хотя я и очень стараюсь, кажется что это страшный сон, который никак не может закончиться. И когда на улице светит солнышко, все радуются жизни, то у меня вс наоборот. Мне становится очень его жалко, что он уже ничего никогда не увидит: ни солнца, ни деревьев, ни неба. А он так любил жить.

    В течении года человек проживает потерю, это естественное состояние в подобных состояниях. Я бы рекомендовал проработать эту утрату с психотерапевтом, чтобы не зависнуть на одной из стадий проживания горя. Вс должно пройти естественным путм и при сопровождении специалиста.

    Дорогая AnnaZ. Примите мои искренние соболезнования. Я вас прекрасно понимаю, вс, что вы сейчас испытываете. Сама недавно пережила большое горе, умерла моя мама, совсем не старая женщина, 63 года ей было. Никакие наши советы в данный момент вам не помогут, горе надо выплакать, пережить. У каждого это чисто индивидуально. У меня такое пограничное состояние длилось более одного года. Да и сейчас, как говорится, глаза на мокром месте. Я желаю вам набраться терпения, душевных сил. старайтесь чаще бывать с людьми, тогда горе хоть на немного отпускает. Время лечит, но не так быстро, как хотелось бы.

    Здравствуйте! Я тоже со своим горем. Пишу и плачу. Глаза не видят. Простите за ошибки. 5 месяцев, и я потеряла своего любимого мужа. Он покинул меня. И оставил продолжение рода. Мы прожили 12 лет вместе. Он очень хотел сыновей. Но рождались девчнки. 3 июля 2014 родила сына, он был от счастья на небесах. 9 ноября 2015 родила 2 мальчика. Он был без ума от деток, был самый счастливый многодетный папа(((((13 апреля он праздновал день рождения, а 25 вышел с работы и умер. Очень плохо мне. Душа разрываеться, боль не выносимая. Дети скучают, а младшенькая ей 4 годика, вс спрашивает, когда он с облочка слезет, я ведь его жду. Или дождик пойдт она это наш папочка плачет. Так и остались я и мои пятеро деток. Вс пытаюсь с ним встретиться, весь интернет перевернула. Мне сказали что не нужно этого делать. А я вс ищу встречи с ним.

    Своими переживаниями вы мучите не только себя, но и душу своего умершего близкого человека, не даете ей идти дальше... Во имя любви, переборите себя и отпустите. Сходите в церковь, закажите панихиду по усопшему, помяните его, раздайте его вещи знакомым или просто нуждающимся... Все будет хорошо!

    Сегодня ровно 3 месяца,как мой любимый муж оставил меня.Очень внезапно,неожиданно для себя и нас.Погиб в страшной аварии.Прожили с ним 16лет счастливой,полной взаимной любви жизнь. Как жить без него,не представляю.Внутри меня душа кричит и воет и разрывает меня на части.Только сыночек остался у меня.В последний день мы мечтали о доченьке.Я обещала подарить ее ему.Но через несколько часов его не стало.Не могу поверить в это.Жду и ищу и представляю его.Прислушиваюсь к звукам по ночам и хочу почувствовать и узнать что его душа рядом.Как же не справедлива жизнь!Очень хочу к нему.

    А также, помимо пения и расслабления, попробуйте вышивать крестиком, сходить в спорт зал, встретиться на досуге с друзьями и пр. пр.

    Дорогая Анна Z, это я пишу конечно не Вам, а тем комментаторам, которые советуют пытаться расслабляться каким-то образом.... Я не знаю, читаете ли вы еще здесь сообщения, но вижу, ваш пост был 9 мес, назад.. Может быть вы нашли ответы на некоторые вопросы, а может быть, их (вопросов) стало еще больше....

    У меня моего дорогого мальчика не стало 3 года назад.. Первые 1,5 года я не видела кроме земли ничего, я ненавидела солнце, потому что знала, что люди радуются этому солнцу, а он - нет!!! Сейчас я стараюсь сдеать все возможное для нашего сына, в этом вижу свою роль и ответственность перед мужем...

    Не пугайтесь, когда услышите, что боль не пройдет, а к ней только лишь привыкнешь. Это так и есть- ты привыкаешь к такому своему положению, но и - и пытаешься Жить!!!

    Я могу свои три года описать по этапам, и у меня это не пройденный путь пока. Но я вс же хочу быть счастливой! Если хотите, пишите, отвечу как смогу помогу советом. Но главный вывод я сделала точно для себя - хочется выть - вой, хочется орать - ори, со слезами боль будет выходить! Первые два года - это был ад! Сейчас накрывает реже и ты уже становишься сильнее! Желаю вам силы духа преодолеть это горе и трагедию.

    4 месяца как нет со мной моего мужа, 4 месяца ада без него, умер внезапно, такая боль, что уже нет сил жить, мы были женаты 39 лет, а вместе 44, как жить дальше не представляю, дети взрослые, у них своя жизнь, нет они меня не оставляют, но я одна, своей жизни нет и не будет, каждый день прошу бога и мужа забрать меня

    простите, мы не знакомы. я увидела ваш комментарий к истории женщины, потерявшей мужа, и решила написать. Мой муж погиб уже больше года назад. Я успокоиться не могу, места себе не нахожу. Внешне все ок, все думают смирилась, а я плачу каждую минуту и так хочу, чтоб он рядом был. иногда чувствую его... но ответов больше, чем вопросов. чего только не перечитала. скажите мне, пожалуйста, люди ведь не умирают, правда? они ведь рядом? что мне делать? церковь говорит, отпустить надо, а я жить без него не могу... простите за сумбур. страшно просто очень и жить не хочется.... хочу чтоб он счастлив был.

    единственное вам утешение - это то,

    что вы не одна такая, и другие сталкиваются с горем и страдают так же.

    Вам правильно пишут, что в таких случаях нужна помощь специалиста,

    который разрядит вам заряд негативных эмоций, и вы успокоитесь.

    Если у вас есть желание, то медиум может устроить вам сеанс связи с вашим мужем.

    Надо что-то предпринимать, и будет результат.

    А вы не делайте себе никаких установок типа отпустить или забыть или тому подобных. Вы просто живите дальше. Для расслабления слушайте успокаивающую музыку, чаще принимайте ванны, пойте, если любите петь, а также не уходите в себя, а занимайтесь делами: работа, хобби, уборка дома. Но не злитесь по поводу того, что Вы не можете отпустить, принимайте это.

    Ни в коем разе не отпускайте близких своих. Жизнь - это не только то, что мы видим своими глазами. Жизнь - это прежде всего то, что мы Чувствуем. Иными словами, Человек - это не сердце, почки, лгкие, мозг... Человек - это прежде всего Душа. Душа наша вечна и бесконечна. И если тело не видит глазами Близкого Человека, это отнюдь не значит, что его нет рядом.

    Ничто не уходит в никуда и не приходит из ниоткуда. Также и Люди. Не исчезают они со смертью плоти. А меняют план бытия.

    Чувства Ваши настоящие пагубны для Вас и для близких. Осознайте ж наконец, что Муж Ваш рядом. И не мучайте себя смертью бренного тела. Не умер Он.

    Нет таких слов, чтобы помочь и утешить. Сегодня 25-й день как не стало мужа. После 30 лет спокойной жизни в любви и согласии я вынуждена становиться сильной и вынуждена выживать самостоятельно. Некоторые боятся самолоетов, другие - высоты. А я всегда боялась сесть за руль, и вот теперь вынуждена, чтобы возить внучку в садик, чтобы доделать ремонт в кв-ре. И думаю- зачем? Пусть за руль садится дочь (она его тоже боится), пусть она и ремонт доделывает, ведь все это все равно ей останется. Мне уже ничего не надо, я хочу к мужу, я не хочу становиться мужиком в юбке. Но потом вспоминаю, что ОН просил МЕНЯ сесть за руль, ОН верил, что Я справлюсь с ремонтом и въеду все-таки в нашу новую кв-ру. Скрежещу зубами, иду и делаю, и матерюсь за рулем, и матерюсь с бригадой в кв-ре. Мой Сережа в меня верил, я не могу не исполнить его волю.

Будучи практикующим экстрасенсом и медиумом, я часто работаю с просьбой связаться с умершими. У родных и близких этих ныне покойных людей есть вопросы, которые не были заданы при жизни, несказанные слова, ощущение, что покойные тоже могли бы и должны что-то сказать или передать. Есть неуспокоенные души, которые тревожат живых.

Вынуждена признаться, что эта тема не так проста, как кажется. Очень часто, особенно по прошествии значительного времени, родственники (друзья, любимые) ушедших людей идеализируют последних, забывая о том, что те были обычными людьми с их достоинствами и недостатками. Иногда приходится разочаровывать клиентов.

Работа с мёртвыми — это погружение в глубину, которая несравнима с обычной практикой. Это словно "вытаскивание" духа человека из параллельной реальности, буквально "с того света". Поверьте, мёртвым это не всегда желательно. Если человек вёл праведную жизнь, и (или) если он успокоился в загробном мире, то его дух сообщает об этом, и никаких особых пожеланий к родным он не заявляет. Беспокоить такого мёртвого бессмысленно. Если есть не успокоение, то дух может просить о том, чтобы родные заказали заупокойную молитву в соответствии с той традицией, которую практиковал покойный. Важно понимать, что заупокойная молитва, заказанная в церкви, — не панацея. У меня был случай, когда дочь просила связаться с умершей матерью, а та попросила, чтобы не читали за неё молитв, ей от этого "никак". Дочь подтвердила, что при жизни её мать совершенно не интересовалась религией и ни к какой вере себя не относила, поэтому этот, казалось бы, универсальный способ успокоить мёртвого не сработал совершенно.

Если смерть случайная (например, насильственная, от выстрела или от несчастного случая), то человек может не понять, что с ним случилось, и застрять между мирами. Особо чувствительные люди видят таких умерших, как призраков. Для того чтобы они ушли и не беспокоили живых, им нужно объяснить, что они уже не часть нашего мира, нужно открыть дорогу в мир мёртвых, для этого есть специальные ритуалы. Надо отметить, что эта работа нелёгкая, и призрак не всегда настроен дружелюбно и хочет покинуть территорию. Если покойник считает территорию своей, он будет всячески "выживать" проживающих там живых людей. Например, в моей практике был случай, когда мальчик лет 14 постоянно видел призрака возле своей кровати. Выяснилось, что дом построен на месте старого кладбища. Если дом стоит на месте бывших захоронений, там всегда негативная энергетика, некомфортно спать и просто находиться, дела у проживающих идут плохо, всегда наличествует ощущение беспокойства. Прежде чем там строить дома, настойчиво рекомендуется очистить место от духов и сущностей. Но если место заранее не было очищено (например, освящено в любой традиции), то приходится иметь дело с тем, что есть, и договариваться с конкретной неупокоенной душой.

Также человек, умерший внезапно, может не стать призраком, но просить оставить сообщение для родных. Именно невозможность связаться с теми, кого умерший любил, беспокоит его, поэтому он приходит во сне, пытается что-то донести, и те, кого он любил, испытывают тяжесть на сердце, потому что не могут отпустить. Важно помнить, что информация, которую дают покойники, не всегда стопроцентно верная. Помните, что мёртвые не обладают допуском ко всей информации, эта информация точна, если касается именно этого рода, и задавать вопросы из серии "нужна ли мне эта работа", если покойный никогда не интересовался вашей работой, бессмысленно. Мёртвые — такие же люди, как и мы, только по ту сторону, и они не всесильны.

Нужно отпускать. Не отпускание, когда, например, после смерти дочери родители годами оставляют комнату такой, какая она была при жизни дочери, не убирают с видного места фотографии, постоянно плачут, вспоминают, — мешает и живым, и мёртвым. Иногда люди думают, что покойник их не отпускает, когда на самом деле это они своими думами и мучительными воспоминаниями делают хуже и себе, и духу мёртвого ныне человека. В моей практике был случай, когда прошло 5 лет со смерти девушки, но родители не смогли принять смерть, и в итоге дух мёртвой девушки настроен очень агрессивно и кричит, чтобы его оставили в покое уже, и возникает ощущение, что она мучается от бессонницы, потому что её постоянно дёргают и не дают уснуть и уйти в мир иной. Из милосердия к мёртвой душе отпустите её. Кроме того, иногда мёртвые просят, чтобы их отпустили, потому что видят, сколько страданий такое не отпускание причиняет их родным, и это тоже мешает им уйти.

Наши предки знали о том, как важно дать мёртвым возможность упокоиться, поэтому и поминальные традиции, и религиозные книги напоминают нам о необходимости отпускания. В христианстве и мусульманстве это 3, 9, 40 дней после смерти, годовщина смерти; Радоница, родительские субботы и др. Такие даты существуют для того, чтобы живые помнили о мёртвых, но не слишком часто, чтобы скорбь не мешала ежедневным заботам. Потому что, как бы грустно это ни звучало, жизнь продолжается. Мёртвых не вернуть. В Библии сказано: "Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов" , — пусть мёртвые остаются в своём мире, нет нужды идти вслед за ними. Именно поэтому в христианстве вдовам полагалось быть в трауре до года, а потом разрешалось выходить замуж снова, в исламе этот срок — 4 месяца и 10 дней (по истечении которых ясно, беременна ли вдова, во избежание недоразумений касательно отцовства в случае повторного брака). Отпустить — не значит забыть. Отпустить — значит признать существование силы, над которой мы не властны, и принять её волю.

Что можно и нужно сделать:

  • Убрать все фотографии с видного места, одежду умершего желательно раздать;
  • время от времени заказывать заупокойные молитвы, если покойный был верующим;
  • если вы не можете найти себе места, попросите умершего прийти к вам во сне, чтобы решить с ним все вопросы; для этой цели можно обратиться к специалистам, но хорошо подумайте, прежде чем это делать.
  • постарайтесь принять, что человек ушёл. Если не можете отпустить умершего человека, обратитесь к специалистам (желательно психологам).
  • не вспоминайте имя умершего всуе (как бы он себя вёл, чтобы думал и т.д.). Вспоминайте хорошими словами то, что действительно было, а не то, что могло бы быть, не создавайте лишних мыслеформ, они вам же и будут мешать жить.

Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают - он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

- Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, - он тоже знал мою маму, - я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», - и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно - это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

- А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань - это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва - это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом - это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает - это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

- Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней - это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

- А если он просто не может выйти из этого состояния?

Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера - это самое сильное и надежное лекарство.

- А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше - больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» - всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.

Предыдущая беседа

Смерть – это естественный и неизбежный процесс. Все люди живут и подсознательно ждут смерти. Кто-то заблаговременно начинает чувствовать, что скоро уйдёт, кто-то умирает внезапно. Когда, во сколько и при каких обстоятельствах закончится жизнь каждого из нас – уже прописано свыше.

Смерть может быть естественной – от старости. Или неожиданной, быстрой – с человеком может произойти несчастный случай. Бывает мучительная смерть от болезней или пыток.

Как именно уйдёт из жизни тот или иной человек, зависит только от его кармы. Смерть неизбежна, непредсказуема и почти всегда приходит неожиданно.

Потеря близкого человека – настоящее горе, пережить которое очень сложно, а порой невозможно. Но как бы не было тяжело – мы обязаны отпускать своих умерших родственников как можно скорее.

Что нужно делать после смерти близких?

  1. Необходимо избавиться от всех вещей покойного.

Делать это нужно по истечении 40 дней со дня смерти. Вещи можно отдать, пожертвовать или сжечь. Также необходимо убрать с видных и доступных мест все фотографии умершего. Снимите фото со стен, комодов, удалите с заставок в телефоне, компьютере, вытащите из кошельков.

Пока в нашем окружении находятся вещи, напоминающие нам о покойном родственнике, мы сознательно или подсознательно думаем о нем, переживаем, плачем. Так мы не только держим душу близкого на Земле, но и создаем проблемы себе.

Что происходит: образуется энергетическая связь между мёртвым и живым человеком. Покойного не отпускают, и он вынужден находится рядом с близкими, которые переживают и плачут из-за него. Постепенно в доме начинают все болеть, так как мёртвые питаются энергией живых.

На фоне привязок к умершим родственниками в течение 3-5 лет развиваются такие заболевания, как астма и сахарный диабет. Это случается в 80% случаев. Если эту привязку снять – заболевание отступит, как следствие.

В моей практике есть случаи, когда возникший на фоне привязки диабет полностью проходил после 3-5 сеансов. Но всё индивидуально.

В некоторых случаях могут развиваться и другие заболевания, например, ожирение. Если привязка образовалась – вы будете постоянно чувствовать усталость, упадок сил, не сможете заставить себя что-то делать. На этом фоне некоторые люди начинают много есть, чтобы восполнить запасы энергии, а в итоге получают ожирение.

  1. Избегайте частых посещений кладбищ

Есть любители регулярно посещать кладбища, распивать спиртные напитки на могилах. Некоторые настолько охвачены горем, что проводят там дни напролет.

После посещения кладбища человек чувствует сильную усталость, тяжесть, головную боль. Это происходит, потому что мертвые питаются энергией живых, поэтому места упокоений рекомендуется посещать как можно реже.

После кладбища каждый раз необходимо стирать одежду – от нижнего белья до курток и плащей. Надо обязательно принять ванну или душ, чтобы смыть с себя кладбищенскую энергетику, вымыть обувь.

Категорически нельзя распивать на могилах спиртные напитки, забирать оттуда какие-то предметы, цветы, землю и др. Иначе можно создать привязку с потусторонним миром. Это тоже может привести к болезни.

Нередки случаи, когда на кладбищах случаются подселения мертвых к живым. Это очень опасно для здоровья и жизни, поэтому старайтесь как можно реже посещать такие места.

Подселяются, как правило, души, которые не могут обрести покой в потустороннем мире. Это души самоубийц, а также погибшие неожиданно или насильственной смертью. К нам нередко обращаются люди с подселением, они сильно мучаются, слышат голоса, их преследуют галлюцинации. В таких случаях необходимо проводить экзорцизм.

  1. Не кладите в гроб к покойному свои вещи

Это ОЧЕНЬ ОПАСНО. Люди, которые так делают, в течение года заболевают и могут умереть, если вовремя не оказать им помощь.

Не создавайте себе привязки, живите в мире живых! Если вы положили личную вещь в гроб, и через некоторое время у вас начались проблемы со здоровьем, выход один – раскапывать могилу и убирать эту вещь. Также необходимо провести энергетическую работу по устранению привязки.

  1. По возможности кремируйте тело покойного

ОЧЕНЬ ХОРОШО не хоронить, а сжигать тела умерших. Ещё лучше – развеивать прах. Так вы не будете привязаны к могиле, вам некуда будет ходить.

Душа вашего родного будет вам благодарна!

Как бы тяжело не было, нужно понимать, что смерть – явление неизбежное. Не держите своих умерших рядом, отпускайте! Живым нет места в мире мёртвых, а мёртвым – в мире живых. Придёт время, и мы все уйдём! Но знайте, что смерть – это не конец!

– Одни люди после смерти близкого человека быстро приходят в себя и возвращаются к нормальной жизни, другие мучаются месяцами и даже годами, доходят до физических болезней и психических нарушений. Является ли такое чрезмерное страдание нормальной реакцией на это событие?

– Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?

Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

– Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

– Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.

Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, – он тоже знал мою маму, – я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.

– А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

– Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.

Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает – это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.

– Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

– Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

– А если он просто не может выйти из этого состояния?

– Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это самое сильное и надежное лекарство.

– А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

– Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.