Пляцковский урок дружбы читать. Разработка урока по внеклассному чтению М.Пляцковский "Урок дружбы". Трудное задание — Пляцковский М.С

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це­лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска­зал своему приятелю. “Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется”, – подумал он. Так и склевал все зерныш­ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зер­нышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик ак­куратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зерны­шек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться кры­лышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це­лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы!

Урок дружбы

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домиком. – Чик, – сказала Чирика...
  2. Жил-был в старину один датский король. А как звали короля – никто теперь уже и не помнит. Сказывают только – была у того короля одна-единственная...
  3. С ветки на ветку, с крыши на землю – скок. – Чик-чирик! Чик-чирик!- С утра до вечера порхает воробышек. Веселый, неугомонный. Все ему, малому, нипочем....
  4. Жила мышка, и жила птичка. Потом они сговорились жить вместе. Вместе вырыли норку для хлебных запасов. Вырыли и стали стаскивать зернышки на зиму, чтобы зимою...

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    Повторить малые жанры фольклора, авторские сказки; учить различать малые жанры фольклора, народные и литературные (авторские) сказки; учить слушать и читать произведение, выделять его жанровые особенности.

Виды деятельности

    Читать вслух со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; использовать различные виды чтения; сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности; моделировать обложку книги; составлять план произведения под руководством учителя; пересказывать произведение по плану.

Ключевые понятия

    Литературная (авторская) сказка, тема, автор, фольклор, пересказ, пословица
Название этапа Методический комментарий
1 Этап 1. Выявление читательского опыта: актуализация имеющихся знаний о жанрах фольклора – Чтение представленных произведений и определение их жанра (использованные тексты взяты из учебной хрестоматии для слушания «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс» автор Л. А. Ефросинина). Беседа. Возможные вопросы. – Ребята, сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом в нашем учебнике «Читаем сказки, пословицы, считалки». Давайте вспомним жанры фольклора, с которыми мы уже встречались на страницах нашего учебника; – на экране последовательно появляется текст, ученики определяют жанр: считалка; загадка (снег); пословица; считалка.
2 Этап 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой – Давайте ещё раз вспомним жанры фольклора и заполним схему. Самым последним открывается «окошко» со сказкой. – Ребята, на жанр сказки, как вы уже знаете, обращали внимание и писатели. И часто создавали свои произведения в этом жанре. Вспомните и приведите примеры сказок в соответствии со схемой.
3 Этап 3. Выявление читательского опыта: работа со схемой – Повторение изученных народных и литературных (авторских) сказок (дети работают с учебником и учебной хрестоматией при её наличии).
4 Этап 4. Обогащение читательского опыта: моделирование – Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»; – моделирование обложки.
5 Этап 5. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Выполнение заданий в учебнике. Дополнительное задание: «Прочитай отрывок и выдели ответ на вопрос: Какой же урок дружбы получил Чик?»; – работа с пословицей.
6 Этап 6. Обогащение читательского опыта: составление плана – Перечитывание сказки, восстановление правильной последовательности частей.
7 Этап 7. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Слушание сказки (читает учитель); – моделирование обложки; – беседа и выполнение заданий в учебнике; – чтение по абзацам.
8 Этап 8. Обогащение читательского опыта: интерактивное задание
9 Этап 9. Обобщение изученного: сравнение моделей – Ребята, давайте ещё раз вернёмся к моделям, которые вы сегодня изготавливали. Положите их перед собой. Сравните их. Что у них общего? Чем они отличаются?
10 Этап 10. Обобщение изученного: интерактивное задание – Дополните предложения. (Педагогу необходимо добиваться, чтобы каждый ребёнок ориентировался в учебнике и находил нужную информацию.)
11 Этап 11. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Воспользовавшись памяткой № 5, подготовить пересказ одного произведения на выбор; – раскрасить понравившегося героя.

Тема: Михаил Пляцковский «Урок дружбы».

Цель урока : формировать навыки выразительного, беглого, правильного чтения, подробно пересказывать; развивать логическое мышление и внимание; воспитывать щедрость, умение признавать и исправлять собственные ошибки.

Материалы и оборудование: телевизор и видеомагнитофон ; магнитофон; магнитофонная запись Ванессы Мэй, видеозапись мультфильма «Храбрый заяц»; таблицы для развития внимания; рисунок «Птицы»; текст сказки Пляцковского «Урок дружбы» для каждого ученика; рисунок 3 воробьев: у одного – черный хвостик и черный клювик, у второго – черный хвостик и коричневый клювик, у третьего – коричневый клювик и коричневый хвостик; птички, выполненные в технике «Оригами» у каждого ученика.

Оргмомент.

Психологический настрой:

- Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

Проверка домашнего задания. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий хвост».

Найдите спрятанные слова. Учащиеся находят спрятанные слова (зайчиха, волк, чиж, шкаф).

Вспомните сказку, которую мы читали на прошлом уроке, и скажите, какие слова лишние?


Как называется эта сказка? Как более кратко можно назвать эту сказку?

А теперь давайте попробуем озвучить мультфильм, который так и называется «Храбрый заяц» и создан по этой сказке.

Как начинается сказка?

Пересказ детей с опорой на мультфильм (звук выключен).

Работа над новым материалом. М. Пляцковский «Урок дружбы».

Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Михаила Пляцковского. А вот о ком эта сказка и как она называется, вы узнаете, выполнив несколько заданий – подсказок.

На ню нью? На ню нью.

На ню нью? На ню нью.

На ню нью ? На ню нью.

Как вы думаете, кто может издавать такие звуки? (Птицы).

Б) Посмотрите на картинку и скажите, каких птиц вы видите. А каких птиц на картинке больше всего? Сколько воробьев нарисовано? Наша сегодняшняя сказка о двух воробышках.

В) А вот как их звали, вы узнаете, расшифровав запись.

Итак, теперь мы знаем, что эта сказка о двух воробышках, которых звали Чик и Чирик.

Чтение учителем сказки «Урок дружбы».

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик!.jpg" width="280" height="221">

Беседа по впечатлениям о сказке.

Понравилась ли вам сказка?

Говорят, что сказка – ложь, да ней намек – добрым молодцам урок. Чему учит сказка?

Как можно назвать сказку?

6. Подготовка к чтению сказки. Чтение по кругу.

7.Чтение сказки цепочкой. Дети читают текст по одному предложению.

8. Работа над техникой чтения:

Развитие беглости чтения:

а) чтение через слово ;

Жили воробья: и. Однажды пришла от. Целый пшена. Чик этом словечка сказал приятелю.

я раздавать, то ничего останется, - он. Так склевал зёрнышки. А ящик, то зёрнышек же на. И т. д.

б) чтение только второй половинки слов ;

ли ва обья: ик и рик. ажды ку шла ылка т ушки. лый ик ена. о ик об ом и ечка е зал ему телю.

ли я ено авать ду, то бе его не нется», - умал он. ак и вал се ышки ин.

в) чтение строчек наоборот .


Чирик и Чик воробья два жили. И т. д.

Развития правильности чтения:

А) чтение текста сказки шепотом;

Б) чтение сказки с обычной громкостью;

В) чтение сказки громко.

9. Выразительное чтение сказки.

10. Рядом с предложениями, которые соответствуют содержанию текста, поставь знак + или - .

Чирик получил посылку.

Бабушка прислала посылку Чику.

В посылке были яблоки

Чик сразу поделился с Чириком.

Чирик собрал зёрнышки в пакетик и полетел к Чику.

Чирик был жадным.

Чику стало стыдно.

Проверка выполненного задания. Поставьте себе оценку.

12.Логическое задание: Подумай и напиши имена каждого из воробьев.

У Чика и Чирика коричневые хвостики, у Пика и Чирика черные клювики.

13. Подготовка и чтение по ролям.

Чтение по ролям учащимися.

14. Анализ сказки.

Кто вам понравился больше Чик или Чирик? Почему? А что хорошего ты заметил в Чике, несмотря на его неправильный поступок? Как поступил Чирик? Какое качество характера у него проявилось?

15. Работа над нравственным понятием «Щедрость»

Как вы понимаете слово щедрость?

Быть щедрым – значит уметь дарить, отдавать людям то, чем ты дорожишь, отдавать, не думая о награде, похвале или об ответном даре. Это значит, отдавать без оглядки, всей душой стремиться помочь тем, кто нуждается в помощи и заслуживает ее.

Эмоциональный настрой.

Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем слова настроя.

Я щедрый. Я всегда делюсь с друзьями. Я дарю безвозвратно и с радостью. Я знаю, что щедрость как солнце озаряет душу.

Тест «Является ли щедрым человек, который…?»

Учитель читает утверждения, а дети, в случае согласия поднимают руки вверх, в случае несогласия – опускают.

А) всегда делится всем, что имеет

Б) радуется, когда делает подарки

В) замечает, что кому-то нужна помощь и помогает

Г) делая подарки, ожидает что-либо взамен

Д) всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил

Е) не жадничает.

16. Итог урока.

Чему научила вас сказка «Урок дружбы»?

Что бы вы хотели сказать или пожелать Чику?

Что бы вы хотели сказать или пожелать Чирику?

Что бы ты хотел пожелать своим друзьям?

Что бы ты хотел пожелать гостям на нашем уроке? Возьмите птичку, напишите на ней пожелание и подарите нашим гостям. Урок окончен. (под музыку)


Занятие по развитию речи на тему «Урок дружбы»

Задачи . Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания.

Учить детей пересказывать короткие тексты; подбирать точные эпитеты к заданному слову.

Развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи.

Ход занятия:

Оргмомент.

Звучит песня В.Шаинского «Если с другом вышел в путь»

Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? (о дружбе)

Сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям.

О дружбе есть много пословиц. Послушайте одну из них: «Дружба и братство дороже всякого богатства».

Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

А какое значение у этой пословицы: «Друг познаётся в беде»?(высказывания детей)

Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался в беде?

Изучение нового материала.

Сегодня мы прочитаем рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы»

Воспитатель показывает книгу, в которой размещён этот рассказ и начинает читать.

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

Воспитатель: Какой урок дружбы получил воробей Чик?(с другом надо делиться)

Часто друзья дарят друг другу цветы. Вот и мы поиграем с цветком дружбы.

Игра с цветком.

Воспитатель: Встаньте в круг. Я буду передавать цветок, а вы называйте слова. Какие слова можно сказать о хорошем друге? Какой он? (дети передают цветок и называют слова- надёжный,верный,мужественный,добрый,отзывчивый,честный,правдивый,внимательный,строгий и пр.)

Воспитатель: Подумайте, кто ваш самый надёжный друг? Расскажите, какой он?

Физкультминутка (дети выполняют в парах):

Ты человек и я человек(показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим друг друга(обнимаются).

Работа по звукопроизношению.

Воспитатель: Давайте произнесём вместе чистоговорку:

Сидел воробей на сосне,

Заснул- и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Дети медленно читают чистоговорку и идут по кругу. Чистоговорка читается ещё 3-4 раза.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру с мячом . Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте словом, которое я выделила, слова «да» и «нет» не говорите.

Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: « Сидел воробей на сосне?»(Сидел)

«Сидел воробей на сосне?»(Воробей)

«Сидел воробей на сосне ?»(На сосне)

« Заснул и свалился во сне?(Заснул и свалился)

Игра продолжается по мере сохранения интереса детей.

Итог. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Я ещё раз убедилась, что у нас в группе живёт дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых ещё нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания в эту волшебную шкатулочку. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, скажет пожелание(какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в шкатулочку. Теперь я спокойна за вас, шкатулочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.

Релаксационная музыкальная пауза .

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.