Любознательный ребенок. Любознательность детей — как ее развить? Преобразуем старое в новое

Что толкает ребенка к познанию мира? Что заставляет его искать и исследовать? Маленьким детям присуще врожденное чувство любопытства о себе и мире вокруг них, а это, в свою очередь, помогает им понять самих себя. Дети учатся наблюдать за окружающим миром, идентифицировать предметы и людей, различать звуки, образы, вкусы, запахи и тактильные ощущения. Именно любопытство обуславливает развитие способностей к обучению, что станет весьма полезным для ребенка в будущем.

Родители часто испытывают чувство раздражения, отвечая на многочисленные и, кажется, бесконечные вопросы детей, ведь придумать достойный и понятный малышу ответ не всегда просто. Но надо понимать, что для ребенка, все вокруг является новым, и, следовательно, захватывающим. Эта любознательность детей заставляет их с благоговением смотреть на любой объект или событие. Так, дети часто замечают вещи, мимо которых взрослые проходят безучастно, или же способны восхищаться тем вещам, которые не вызывают у взрослых никаких эмоций.

В возрасте восьми месяцев, мозг ребенка начинает активно задавать вопросы. Почему именно сейчас? Ребенок уже достаточно окреп и овладел своим телом, он уже способен перемещаться в пространстве: вставать, переворачиваться, ползать, а некоторые малыши уже начинают ходить. Он уже может осознанно брать в руки различные предметы, его внимание привлекают разнообразий форм, цветов, фактур. Развитие физической активности стимулирует развитие любопытства у детей, и так как они по природе своей любопытны и их привлекает окружающий мир, то за его исследование они и берутся в первую очередь. Происходит это главным образом во время игры.

В самом деле, новейшие исследования нейрофизиологов и психологов, изучающих развитие ребенка в самом раннем возрасте, поощряют родителей воспитывать чувство любопытства у своих детей.

Как вы можете развивать любопытство вашего ребенка?

Игры, а также физические упражнения признаны, пожалуй, лучшим способом привить любопытство детям. Обычно дети очень привязаны к своим игрушкам и вещам, поэтому отличным советом для родителей будет придумывать и организовывать различные интересные мероприятия, игры, которые помогут вашему ребенку утолить его любопытство. Игрушки и игры, плюс ваша заинтересованность и внимательность к своему чаду, являются великолепным инструментом для развития мозга ребенка, начиная от младенческого до старшего возраста. В каждом возрасте требования к играм и игрушкам будут совершенно разными, но принцип неизменен: игра должна ставить перед ребенком определенную задачу, которую он способен решить самостоятельно или с небольшой помощью родителей.

Так, для годовалого ребенка примером развивающих игрушек будут различные пирамидки, наборы кубиков разных цветов, простейшие конструкторы с крупными элементами.

Детям постарше необходимы задачи посложнее - мозаики, пазлы, конструкторы типа лего, тематические наборы, которые помогут ребенку познакомиться с различными животными, птицами, узнать о профессиях и различных предметах, окружающих его в повседневной жизни.

Начиная с трехлетнего возраста, актуальными становятся и компьютерные развивающие игры. Правильно используя этот инструмент родители могут достичь большого успеха в развитии своего ребенка. Развивающие онлайн игры помогут ребенку гораздо быстрее запомнить название цветов и основных геометрических фигур, выучить цифры, буквы и основы счета, а также очень эффективны в изучении иностранных языков.

Организовывая игры для ребенка (неважно - настольные, спортивные или компьютерные), не бойтесь помогать своему малышу - все, что он научится делать вместе с вами, спустя какое-то время он сможет использовать самостоятельно. Но с другой стороны, не следует спешить все сделать за малыша - вы должны дать ему время для того, чтобы он попробовал решить задачу самостоятельно.

Родители должны поощрять детей к исследованию окружающего их мира . Познание внешнего мира прокладывает путь к самоанализу, что в свою очередь еще больше вдохновляет любопытство.

Следует поощрять детей задавать вопросы . Как мы все знаем, правильно заданный вопрос, является первым шагом на пути к познанию.

Детей следует поощрять, искать ответы на свои вопросы . Это придаст им больше уверенности, а также улучшит их понимание, будет способствовать развитию логического и абстрактного мышления.

Родители должны научить детей быть хорошими наблюдателями . Наблюдательность является идеальным дополнением к пытливому уму. Родители также должны способствовать развитию концентрации внимания ребенка. Концентрация - это умение сосредотичиться на определенной задаче или предмете. Именно концентрация дает возможность заглянуть «в корень», увидеть внутренние и внешние взаимосвязи, найти аналогии. Более высокий уровень внимания приводит к повышению степени любопытства.

Почему хорошо, когда интересно?

  • Любопытство расширяет ум ребенка. Более широкий ум способствует целостному развитию личности ребенка.
  • Любопытно ребенка всегда активно ищет ответы. Это любопытство толкает его к разгадке тайны повседневной жизни.
  • Любопытство повышает способность восприятия, если ребенку интересно он способен воспринять новые, даже сложные понятия легко. Таким образом, любопытство повышает потенциал ребенка в обучении.
  • Любопытство играет ключевую роль в духовном и интеллектуальном развитии ребенка, оно является главным ключом к обучению. Любопытство никогда не должно подавляться или же это может иметь очень негативное влияние на раннее развитие ребенка.

Таким образом, основная задача родителей поощрять любопытство своих детей и смотреть, как они растут и становятся всесторонне развитыми и целостными личностями! Удачи вам!

В Корее те 9 месяцев, что ребенок находится в утробе матери, заносят в возраст. Поэтому корейским детям по документам всегда на год больше, чем их ровесникам из других стран, хотя чисто физически никакой разницы в возрасте нет. Об этом и о многих других интересных фактах о детях поговорим в нашей статье.

Самый многодетный отец – это султан Исмаил из Марокко. У него 340 дочерей и 548 сыновей;

Интересно, что новорожденный ребенок может различать красный и зеленый цвет, а вот синего он не видит. А вот об иных детских особенностях, все об уходе и здоровье ребенка, о детских болезнях и их лечении вы узнаете на http://pervenets.com/ ;

По статистике, дети 3-4 лет каждый день задают 900 вопросов и произносят более 12 тысяч слов;

Родители стремились развлечь своих отпрысков еще много сотен лет назад. На территории Древней Персии при раскопках нашли детскую игрушку, сейчас она хранится в Лувре и датируется 1 тысячелетием до нашей эры.

Нигерия – страна близнецов, на каждые 11 родов один случай – это непременно двойняшки или близнецы. А вот в Стране Восходящего солнца это явление редкое – близнецы появляются на свет только в одном случае на 250 родов;

Кто-то считает себя молодой бабушкой? – на самом деле, самая молодая бабушка в истории – это 23-летняя румынка Рифка Станеску. Ее дочь в возрасте 11 лет сбежала из дома и родила сына;

· По данным ЗАГСов России составлен каталог самых необычных имен: это Ванна, Тришка, Афигения, Банана, Грязина – для девочек, а также Яробог, Блютуз, Лучезар, Жиромир, Дарий – для мальчиков;

· Участились случаи, когда родители называют своих малышей в честь мультяшных или книжных персонажей – Гарри Поттера, Энакина Скайуокера, Каспера и прочих;

11-летний житель Египта Махмуд Ваиль признан одним из умнейших детей мира. У него феноменальный интеллект, ребенок способен делить и умножать девятизначные числа со скоростью компьютера. У ребенка есть две старших сестры, но за ними подобных особенностей не числится;

· Ученые пришли к выводу, что захват руки у новорожденного ребенка намного сильнее, чем у месячного малыша;

· Дания – это страна, где очень распространены «домашние» роды, на них соглашается примерно 80% женщин;

Ученые подтвердили, что малышам, которые в детстве активно ползали, легче дается учеба, чем тем, которые сразу начали ходить;

· Во многих языках мира слова «папа», «мама» звучат очень похоже, и здесь дело не в семантике языков, а в том, что лепечущие дети произносят первыми очень схожие звуки;

· Все мы знаем, что 1 июня – день защиты детей, а вот на Сейшельских островах этот праздник продолжается целый месяц;

· Многие родители буквально помешаны на безопасности своих детей. Румыны – не исключение, в этой стране был создан даже детский сад, где за малышами приглядывают не только воспитатели, но и охранники. У каждого ребенка даже есть мобильник для экстренных вызовов «предков»;

· Самые «продвинутые» с точки зрения компьютеризации и современных технологий – это немецкие дети. В среднем, каждый девятилетний ребенок в стране за время своей жизни успевает сменить как минимум два мобильных телефона и владеет компьютером;

· Самый популярный день недели для рождения детей – это вторник. А вот в выходные малышей рождается мало;

· Настоящей рекордсменкой по родам считается русская крестьянка, жившая в 18 столетии. Она произвела на свет 21 тройню, 32 двойни и 16 близнецов. У этой семейной пары было 69 детей, причем, только двое умерли в младенчестве. А вы еще говорите о странностях физиологии;

В Европе к мягким игрушкам предъявляются довольно суровые требования: к примеру, голова плюшевого медведя для детей от 3 лет должна выдержать усилие не меньше, чем 10 кг;

· Интересно, но факт, в одной из школ Уэльса была уволена учительница младших классов, которая сказала 6-летним детям, что Санта-Клауса не существует;

Ганеш Ситам-палам также считается одним из самых умных мальчиков планеты. В возрасте 7 лет он уже стал студентом университета и успешно усваивает курсы обучения, планируя получить ученую степень к 13 годам;

· Во многих крупных городах мира существуют закрытые клубы детей-индиго. Закрытые не потому, что хотят изолировать малышей от мира, а поскольку на фоне сверстников они выглядят белыми воронами. Есть дети, которые в 5 лет уже говорят на 4 иностранных языках или пишут поэмы. Раньше таких людей считали либо гениями, либо одержимыми, достаточно вспомнить Моцарта, Да Винчи и других известных личностей.

Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, ее надо культивировать.

Вы не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности, иначе он вряд ли захочет продолжать ее или же будет заниматься со значительно меньшей настойчивостью.

Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

. Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Ведь малыши — ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у вас, родителей, часто голова идет кругом от дождя их вопросов. Иногда желания отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но все же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одергивайте ребенка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе все щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Отвечая, вы обязательно должны учитывать возраст вашего «любознайки». Если малыш не будет получать ответы на свои, такие важные для него вопросы, то вскоре он перестанет спрашивать. И самое главное — вопросы могут исчезнуть вовсе из его жизни. Поэтому не ленитесь объяснять малышу, как устроен мир, ведь так вы делаете его более умным.

Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее . Мир полон захватывающих вещей, и для вас, родителей, это часто беда, ведь ребенку надо с ними экспериментировать. Да, активное изучение ребенком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. Но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка. Лучше создайте в доме зону полной свободы. Пусть это будет комната (или хотя бы часть комнаты, гаража или подвала, в частном секторе — двора), где ребенку можно абсолютно все: строить укрытия из стульев и одеял, рисовать на стенах, швыряться подушками, возводить замки из песка. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребенку тем более.

Любопытному малышу интересно все: что будет, если дер-нуть кошку за хвост, сорвать листочек комнатного цветка, положить в воду телефонную трубку? Что будет, если попробовать песок на вкус или кинуть им в лицо товарищу по игре, бросить игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Для спасения дома и поддержки малыша-ученого проводите безобидные опыты и эксперименты вместе с ребенком: лепите из теста пирожок, собирайте букет для мамы, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т. д.

. Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир . Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы — маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.

. Дайте возможность и просто позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления. Пусть малыш качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным. Все, что делает малыш, дает ему необходимый жизненный опыт.

. Поощряйте фантазии и импровизации ребенка. Ведь вашего малыша учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, который вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. По-ощряйте любые игры. В собственном воображении ваш ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом, кассиром за прилавком или Винни-Пухом, песиком в конуре или кем угодно. Предлагайте малышу придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ваш ма-лыш знает. Добавьте Бабу-ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка — в историю о Снежной Королеве. Задавайте малышу вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами. А вы тем временем сможете спокойно домыть посуду или собраться к выходу на улицу.

. Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Поскольку это самый простой способ отключить активное познание мира. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Ребенок начинает ждать, что все его вопросы разрешатся с помощью простых образов, без личного участия, считает, что все ответы придут к нему в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Просмотр подряд всех телепередач не поможет вашему ребенку учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Из-за просиживания перед телевизором малыш станет нелюбознательным учеником, у которого нет желания делать собственные открытия. Поэтому старайтесь сами меньше сидеть у телевизора и усаживать рядом малыша. А если вы хотите, чтобы малыш посмотрел какую-то конкретную передачу, смотрите вместе с ним.

. Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность . Это достигается небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами («Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два»), цветами («Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий»), буквами («Вон видна буква "М". С нее начинаются «мама» и "молоко"»). Вы можете рассказать о животных («Это кошка, она сейчас мурлыкает»). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, все остальное ребенок изучит сам.

. Меняйте обстановку. Передвиньте мебель в комнате ребенка, переложите вместе с ним игрушки на другие места. Поговорите о том, что изменилось. Стало ли уютнее? Более удобно? Более красиво? Поощряйте высказывать свою точку зрения и искать лучший вариант с точки зрения вкуса ребенка.

. Обучая ребенка, играйте с ним . Обучение должно стать веселой забавой. Если ваш ребенок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если вы будете ставить перед малышом трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что-то делать, то он начнет страшиться учебы, страшиться узнавать что- то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребенка сопровождалось игрой и забавой.

. Будьте для малыша примером . Пусть кроха поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребенка, заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребенок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.

. Разбавляйте привычные для малыша традиции экспериментами. Иногда отходите от привычного для малыша уклада жизни. Например, покормите ребенка кашей на ужин и дайте ему суп на завтрак. Или пойдите вместо садика в дельфинарий, парк, театр. Необычный поворот событий даст вам отличную почву для разговоров и рассказов о разном образе жизни. Например, о том, что в Японии едят суп мису на завтрак. Или что во времена царей детей из аристократических семей обучали не в садиках и школах, а дома и не учителя, а гувернантки из разных стран. Так ваш малыш с детства будет приучаться видеть разные способы решать один и тот же вопрос и повысит свой уровень эрудиции. Всегда интересуйтесь мнением малыша по различным вопросам. Задавайте вопрос о том, кто ему больше нравится — Русалочка или Король Лев, железные дороги или мягкие игрушки. Приходите в такой же восторг от стрекозы или жука, расспрашивайте о том, что он узнал нового в садике и что он думает об окружающих его предметах. Не ленитесь показывать, насколько вам с ним интересно.

Будьте ребенку другом с самого детства — и вы привьете ему вкус к жизни!

Часто родители «хватаются за голову» — десятки «где?», сотни «зачем?» и сто тысяч «почему?» — и все это с момента утреннего пробуждения и до самого вечера. Даже зная о том, что все дети проходят возраст «почемучек», очень сложно оставаться спокойным. И кажется абсолютно невозможным удовлетворить это тотальное любопытство.

«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «Много будешь знать – скоро состаришься». Не знаю, как сейчас, но в моем детстве эти фразы были очень популярны. Дети тонко чувствуют негативное отношение, заключенное в них. Подобные ответы убеждают ребенка, что обращаться к родителям бессмысленно, а все его вопросы — глупые. И, навешивая на себя вслед за взрослыми ярлык «я — любопытный», ощущает при этом, что с ним что-то не в порядке. Он – «плохой».

Любопытство или любознательность?

Слово «любопытство» для нашего общества имеет негативную окраску. «Любопытными» часто называют людей, слишком интересующихся чужой жизнью просто ради того, чтобы обсудить ее с кем-то, посплетничать.
Но это, конечно же, не касается детей-дошкольников. Они с самого раннего возраста проявляют природное «здоровое любопытство», на основе которого может развиться очень важное качество – любознательность.
Надо научиться видеть за бесчисленными «Почему?» и «Зачем?» проявление любознательности
.

Что зависит от родителей.

Если стремление познавать мир заложено в каждого ребенка от рождения, то в чем же состоит миссия родителей?

Сегодня ни для кого не секрет, что дети усваивают стиль жизни своей семьи. Интересы родителей не выходят за рамки просмотра сериалов и футбольных матчей по телевизору? Скорее всего, подрастая, их ребенок будет отдавать предпочтение компьютерным играм и молодежным сериалам. Все это, а также бесцельное блуждание по Интернету может быть проявлением любопытства. Но для развития любознательности необходим активный интерес, активное действие.
Насыщенная полноценная жизнь родителей увеличивает возможность того, что ребенок вырастет любознательным человеком.

Частой ошибкой родителей бывает мнение, что радость детям доставляют только игры и развлечения. А постижение мира знаний является «серьезным делом» и никак не связано с удовольствием. В результате этого заблуждения заботливые родители сами же и поощряют своего ребенка удовлетворять только те свои интересы, для которых особых усилий прикладывать не нужно. Это постепенно заглушает естественную тягу к знаниям.
Постижение мира и усвоение знаний ребенок будет считать очень увлекательным процессом, пока взрослые не навяжут ему другого отношения.

Безразличие взрослых, их насмешки, чрезмерное внимание к ошибкам и неудачам ребенка, критичное отношение к его самостоятельному выбору – все это преграды на пути развития любознательности. Часто непреодолимые для ребенка. И, к сожалению, так и не преодоленные многими взрослыми…
Большое значение имеет отношение взрослых к ребенку, принятие и поощрение его внутреннего мира, его интересов.

Поощряйте выбор ребенка. Читайте ему книги, вместе смотрите мультики и фильмы, ходите в музеи и театры. Играйте, исследуйте окружающий мир. Беседуйте, обсуждайте прочитанное и увиденное, рассуждайте вместе, не навязывая свою точку зрения… Используйте любую возможность для поддержки и развития любознательности!

Екатерина Малышева

Проявление интереса к окружающей обстановке очень характерно для детей, чье развитие проходит в нормальном режиме. Любознательность детей проявляется с раннего возраста, и чем старше становится ребенок, тем больше он проявляет интереса ко всему вокруг. Благодаря этому качеству новая информация усваивается легче и быстрее.

Именно желание узнать как можно больше способствует правильному восприятию мира, развитию креативности и логического мышления. В процессе освоения мира малыш учится узнавать, к чему приведет то или иное действие. Различные изобретения и приспособления появляются в результате проявления здорового любопытства. Очень важно правильно развивать заинтересованность в получении новых знаний и опыта.

Что такое любознательность

По сути любознательность - это общий интерес к окружающему миру. Стремление к новым знаниям и навыкам крайне важно в юном возрасте. Именно в это время формируется личность человека. Открытые к миру малютки легко добиваются поставленных целей. Благодаря способности всесторонне развиваться ребенок получает важный опыт. Познавательные интересы детей нужно поддерживать и направлять в мирное русло.

Потребность получать новые эмоции и переживания возникает с первых недель жизни. Дошкольный возраст нужно использовать так, чтобы ребенок научился управлять интересом, не навредив себе и окружающим. Методом проб и ошибок маленький человек учится находить что-то интересное в каждом дне.

Плюсы

Наличие здорового интереса к окружающему миру имеет много положительных сторон.

  • Положительные эмоции, которые поддерживают тягу к жизни и знаниям. Без них у малыша не сформируется полноценная нервная система.
  • Защита от безразличия. Неспособность проявлять эмоции, сочувствовать и жалеть наносит сильный вред психологическому здоровью.
  • Расширение кругозора. Дети учатся воспринимать мир со всех сторон и во всех проявлениях. Благодаря этому уровень эрудированности достаточно быстро растет.
  • Получение жизненного опыта. Невозможно уберечь чадо от неудач и ошибок. Да и не нужно этого делать, каждый должен научиться справляться с возникшими неприятностями и отвечать за свои действия.
  • Повышение трудолюбия. Детская любознательность ведет к тому, что любое действие хочется совершать самостоятельно. Так как интересно, что из этого получится. Такое стремление учит самостоятельности, что не может не радовать родителей.

Неподдельный интерес к каждому жизненному аспекту порождает способность к самообучению. Именно любопытство толкает учиться интенсивнее и старательнее, чем сверстники.

Минусы

Негативная сторона проявляется в недовольстве относительно неизменных факторов. Например, ребенок понял, что дни недели идут в определенном порядке и никак иначе. Как бы ни хотелось приблизить выходные - это невозможно. В этом случае малыш может огорчиться. Но натура, стремящаяся к познанию, недолго удерживает в себе негативные эмоции. Через короткое время внимание переключается на новый объект и недовольство забывается.

Совсем другие последствия могут быть у обыкновенного любопытства, которое иногда может выходить за разумные пределы. Это может привести к серьезным травмам, если вовремя не проконтролировать порывы. Развитие интересов детей в раннем возрасте нужно держать под контролем. Это не значит, что каждый шаг должен быть под строгим надзором. Просто вы должны быть рядом и подстраховать в случае опасного падения.

Связь с другими качествами

Активность в изучении мира тесно связана с несколькими качествами, которые будут важны в будущем. Люди с достаточно развитой любознательностью успешно получают следующие навыки:

  1. Наблюдательность. Она помогает воспринимать не только явную информацию, но и находить скрытые знания практически в каждом действии, любой предмет станет полезным и интересным. Этот навык поможет легко пронести в старший возраст обучаемость, получить образование и найти работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.
  2. Умение выделять нужную информацию. Чем шире круг интересов, тем легче определять важные элементы среди горы словесной и информативной шелухи.
  3. Предрасположенность к профессиональному успеху. Любознательный человек не станет довольствоваться одинаковыми серыми буднями в скучном офисе. Амбиции, подпитанные неподдельным интересом к делу, ведут к быстрому карьерному росту.

Как развить любознательность

Тренировать эту полезную черту характера можно в любом возрасте. Начните интересоваться миром вместе со своими детьми и вы увидите, сколько нового еще есть вокруг вас. Задаваясь вопросом, как развить любознательность, усвойте несколько простых правил:

  • Не бойтесь задавать вопросы. Человек не может знать абсолютно все. Потому совсем не стыдно спрашивать о том, в чем вы не разбираетесь. Проявляйте интерес к новым знаниям и они помогут вам повысить уровень развития.
  • Не стремитесь к идеалу. Утверждение о том, что лучшее - враг хорошего, абсолютно верно. Мир постоянно меняется, и в стремлении достичь того самого идеала легко выгореть и потерять собственную индивидуальность.
  • Работайте и тренируйтесь регулярно, но не стоит перенапрягаться. Найдите оптимальный уровень нагрузки и не превышайте его. Так вы сможете повышать свои умения без стресса и истощения.
  • Воспринимайте неудачи как стимул к обучению. Фиаско может повергнуть в уныние, важно уметь обойти это состояние. Не получилось сделать что-то с первого раза? Не беда, следующая попытка увенчается успехом.


Учим ребенка задавать вопросы

Как только малыш научился выражать свои мысли вслух, он тут же начинает засыпать родителей вопросами. Самый частый из них - «Почему?». В это время родители должны находить время, чтобы отвечать на него. Да и от других вопросов не стоит отмахиваться. В противном случае вы рискуете убить тягу к знаниям.

Дошкольник должен научится правильно формулировать свои вопросы. Для этого используйте личный пример. Старайтесь как можно реже использовать конкретные вопросы, требующие односложных ответов. Интересуйтесь мнением маленького человека о прочитанной книге или мультике, спрашивайте, какие он получил впечатления от события.

Упражнения и игры на любознательность

Для развития желания узнавать новое, использовать фантазию и воображение устраивайте небольшие игровые перерывы. Это поможет повысить уровень любознательности и научит малыша взаимодействовать со всем, что его окружает.

  • Старое - новое. Используйте ненужные вещи для того, чтобы создать из них что-то полезное или интересное. Например, пустая коробка, обклеенная цветной бумагой или тканью, станет прекрасной шкатулкой. Или из остатков крупы и макарон можно собрать забавную аппликацию. Позволяйте юным творцам самим придумывать пути использования старых вещей.
  • Поиск отличий. Эта игра тренирует любопытство, внимательность и усидчивость. Картинки для нахождения между ними различий можно найти в книжных магазинах, отделах канцтоваров или в интернете.
  • Раскопки. В детских магазинах можно найти различные вариации такой игры. Малышу предлагают извлечь из гипса скелет динозавра, сокровища фараонов, интересные фигурки. Это отличный способ развить желание познавать скрытое.
  • Я и зеркало. Такая игра подойдет для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предложите чаду нарисовать себя в трех зеркалах разного цвета. Одно - в прошлом, другое в настоящем и третье в будущем. После попросите рассказать, каким он видит себя в каждом рисунке. Пусть это будет его фантазия.

Развивая качества любопытности в детях, старайтесь привлекать их к повседневным занятиям. Обучение во время рутинных дел можно сделать увлекательным процессом. Во время совместной готовки рассказывайте, почему кипит вода, как работают дрожжи, сколько нужно времени, чтобы вырастить овощи.

Не нужно навязывать собственное видение мира. Ребенок должен иметь право на собственные впечатления и мысли. Обязательно давайте понять, что его мнение в некоторых вопросах не менее важно, чем ваше собственное. Если нужно настоять на своем, не пользуйтесь грубым «потому что я так сказал». Объясните, почему вы делаете так, а не иначе.


Примеры любознательности

Все великие ученые, совершившие в свое время важнейшие открытия в истории человечества, обладали хорошо развитой любознательностью. Без нее прогресс был бы невозможен. Леонардо Да Винчи считал, что это качество является главным двигателем в развитии гениальности человека.

Альберт Эйнштейн говорил о том, что любопытство, самокритика и умение правильно ставить вопросы приводили его к самым интересным идеям. Благодаря им он стал известен всему миру как физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии.

История хранит еще немало имен, которые подтверждают полезность правильного интереса к себе и жизни. Чарльз Дарвин, Майкл Фарадей, братья Монгольфье - все они совершали первые шаги, не будучи уверенными в собственном успехе. Но ими двигало желание разобраться и понять, как устроено все вокруг нас.

Как проявляется детская любознательность

Помимо бесконечных вопросов, которые характерны для всех детей, желание познавать мир имеет еще несколько активных проявлений:

  • Потребность участвовать во всех домашних делах,
  • Стремление проводить разнообразные опыты и тесты,
  • Интерес к логическим играм, головоломкам и ребусам,
  • Научные передачи с интересными рассказчиками (они привлекают даже больше, чем мультики),
  • Стремление исследовать окружающий мир при любом удобном случае.

Понаблюдайте за своим малышом, вы непременно поймете, насколько ему интересно учиться и узнавать что-то новое. Вы и сами сможете увидеть окружающее под другим углом.

Почему трудно развивать любознательность?

Есть несколько причин, которые препятствуют развитию любопытства:

  1. Повышенная самокритика. Она возникает, когда родители требуют от ребенка слишком много, не обращая внимания на его потребность в похвале. Искренне восхищайтесь достижениям своего малыша, хвалите, обнимайте чаще. Дети не должны становиться вашим методом самоутверждения.
  2. Недостаточная познавательная сфера. Это проблема может вас коснуться, если вы не уделяете достаточно времени прогулкам, домашнему обучению и другим сферам жизни. Посещайте выставки, кино и парки развлечений, не бойтесь ездить в новые города.
  3. Неправильное окружение. Особенность детей - социальность и стремление к общению. Вокруг должно быть как можно больше людей, которые смогут уделить немного времени на общение с маленьким исследователем. Старайтесь оградить малюток от влияния людей с негативными эмоциями.

Генетическая предрасположенность к обучению также играет важную роль в развитии любознательности. Стоит провести ДНК-анализ, чтобы узнать, насколько ребенок способен находить и усваивать важную информацию. Специалисты нашего центра помогут вам расшифровать данные исследования и понять, как лучше привлекать чадо к познанию мира. Консультация и анализ проводится в любом возрасте.