Легендарный меч в камне. История и этнология. Факты. События. Вымысел Черный меч мистика легенда о нем


И говорит о том, что некоторое время назад камни были или могли быть некое время в аморфном состоянии. Именно тогда из них и строили невообразимые сейчас здания и конструкции.
Кто-то вот меч в камень вонзил и он так стоял несколько столетий восхищая умы и будоража воображение. Есть еще одна вещь.
Не задумывались о самом смысле названия "орден вольных каменщиков". Почему каменщиков?
В этом начало разгадки всех загадок. Они точно знают (знали) почти все по теме «литье каменных блоков».

Есть место (не смог найти конкретно), где существует такой меч:


Возможно, это подделка под Экскалибур для привлечения туристов

Следующее символичное место, где установлен «меч в камне»:

Памятник располагается в каньоне Кардаваган в Северной Осетии. В Куртатинском ущелье стилизована Тропа Чудес, на ней находится камень, расколотый на две части. В камень вогнан меч кровников.
Согласно легенде по узкой дороге шел охотник и увидел путника, который попал в беду. Путник был его кровным врагом, охотнику полагалось убить его из мести. Но после спасения охотник и путник помирились и в честь дружбы воткнули меч кровников в камень.

И еще одно место:


Дюранда́ль (фр. Durandal) - меч Роланда, персонажа многочисленных французских средневековых легенд и литературных произведений, включая «Песнь о Роланде». Фрагмент Дюрандаля, по легенде находится в скале возле святилищ Рокамадура.

Выкован кузнецом Галаном (или по другим сказаниям - кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, Мунификаном). Вручён Карлом Великим своему рыцарю после принесения им присяги. Выкован из того же железа, что и меч короля Жуаёз.

Не исключено, что это тоже дань легенде: сам меч, а может и подделку вбили в расщелину скалы.

Но легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.
В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.

Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.

Здесь видно, что меч вставлен в небольшую оправу из другого металла. Как это объяснить? Возможно, металл окислился у основания и для его фиксации, что бы рукоять не обломилась - это место усилили неким хомутом.

Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.

В ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Источники:
https://masterok.livejournal.com/1144508.html
https://p-i-f.livejournal.com/13549701.html

***

Варианты для объяснения этих легенд.
1. Все эти легенды о мече в камне говорят, что в прошлом многие каменные породы были пластичны. Возможно, имели окаменевшую корку и пластичную внутреннюю структуру (в процессе окаменения). Либо , как породы, из которой лепили блоки для многих строений Питера – имелись во многих уголках мира.

2. Массы, в которые были воткнуты мечи имели искусственное, строительное происхождение, наподобие камня «Виктория», из которого построено много чего в Европе.

О химии и физике процесса.
yuri_shap2015 : По работе приходится часто общаться со строителями дорог, то недавно обсуждали одну технологию: в южном ФО РФ, проблема разрушения дорог, из-за того, что основание глиняные, и повышенной кислотности.
Так вот, есть оказывается технологии, называемые СТАБИЛИЗАЦИЯ ГРУНТОВ с помощью известняковой муки и цемента.... например этот .

В результате химических реакций некогда глинистое основание превращается в аналог бетона. Т.е. происходит превращение глины в бетон или по-русски: в аналог камня.
Вспомним массу рецептов, наших предков по созданию искусственных гранитов, мрамора и прочих камней (изделия из которых существуют и по сегодняшний день), можно сделать вывод, что рецепты свои наши предки брали из окружающей их действительности, когда сами наблюдали процессы превращения подвижных субстанций в твердые.
***

А сейчас проведите аналогию с этой современной строительной технологией с информацией ниже:

Помните упоминание в русской народной сказке «Гуси-лебеди»: «…молочные реки, кисельные берега»? Показать бывшие в прошлом «кисельные берега»?

р. Катунь, Горный Алтай. Эти изъеденные водой породы в прошлом были вероятно жидкой глиной, «киселем», который быстро окаменел во время ухода большой воды.


Несколько лет назад мне присылали фотографии с р.Катунь с фантастически «изъеденными» валунами, берегами. Это вода могла сделать только в пластичных массах. Твердый камень она обтачивает по всей поверхности.

Не похоже, что вода это промывала сотнями тысяч лет.

Молочная река – это потоки бурлящей воды во множестве порогов, выступов

При большом количестве порогов река имеет белый цвет по всей своей поверхности.

Этот пример я привел для аналогии, что в природе после катаклизма существовали процессы превращения глиняных масс в камень. И легенды о мечах в камне говорят, что это происходило в историческое время.

И звлечение меча из камня - один из самых важных эпизодов в артуровском эпосе. Это, на первый взгляд, простое действие открыло королевскую принадлежность юного Артура. В повествовании Мэлори «Смерть Артура» волшебник Мерлин придумал испытание, способное выявить законного короля. В первый день Нового года устраивался турнир, и на него должны были являться все барды и рыцари королевства. Сэр Эктор взял с собой на состязание приемыша Артура и родного сына Кея, которому предстояло посвящение в рыцари. По дороге на турнир Кей обнаружил, что забыл свой меч, и послал за ним Артура. Артур вернулся, но нашел дом запертым, юноша поскакал обратно и возле одной церкви увидел меч, воткнутый в камень. Посчитав, что клинок вполне подойдет Кею, Артур выдернул его из камня и помчался на турнир. Кей, принимая меч от молочного брата, заметил надпись, выгравированную на лезвии: «Кто вытащит сей меч из камня, тот и есть по праву рождения король над всей землей Английской». Кей показал клинок отцу и заявил, что сам извлек оружие из камня. Сэр Эктор не поверил сыну и потребовал сказать правду, и Кей с неохотой признался, что меч дал ему Артур. Все участники турнира поскакали к церкви, где Артур с легкостью вонзил клинок в камень. Кей попытался вытянуть его из каменной глыбы, но этого ему не удалось. Собравшиеся вокруг бароны и рыцари, посмотрев, как Артур без труда извлекает меч, сразу же объявили его королем.

Эпизод с извлечением меча из камня навел некоторых исследователей на мысль, что эта процедура проистекает из техники изготовления клинков в бронзовом веке, когда расплавленный металл заливали в каменную или глиняную форму. После того как бронза застывала, форму вскрывали, и меч в буквальном смысле слова выдергивали из камня. С гипотезой о том, что легенды о короле Артуре восходят к бронзовому и железному векам, выступил археолог Франсис Прайор, и программа Четвертого канала «Тайм тим» продемонстрировала процесс изготовления мечей в бронзовом веке.

В более ранней версии легенды меч извлекался не из камня, а из-под наковальни. Считается, что легенду о мече в камне сочинил французский поэт двенадцатого столетия Робер де Борон. Его изначальный вариант сюжета вкратце сводится к следующему. После смерти Утера Пендрагона волшебник Мерлин предложил избрать нового короля на Рождество. На церковном дворе собора в Лондоне был найден загадочный камень, на котором лежала наковальня с воткнутым мечом, пронзившим и камень под наковальней. Архиепископ окропил камень святой водой и прочитал надпись, гласившую, что меч сможет извлечь только истинный король, избранный Иисусом Христом. Многие рыцари попытали свое счастье, но не преуспели. Вовремя турнира Кей решил поучаствовать в mêlée, то есть в игровом или потешном состязании. Он послал Артура за мечом, но тот не сумел его найти. Артур прискакал на церковный двор и выдернул меч из наковальни. Антор, приемный отец Артура, согласно версии Робера де Борона, рассказал ему все, что знал о происхождении юноши, и обещал поддержать его в борьбе за трон. В присутствии баронов и рыцарей Артур снова выдернул меч, и архиепископ провозгласил его королем. Меч символизировал справедливость, камень - Иисуса Христа.

Наковальня также может означать, что история о мече в камне имеет корни в технике изготовления клинков. Кузнечное мастерство держалось в секрете и считалось магическим. Кузнецы делали мечи в камне, с помощью огня и воды превращали руду в сплавленный металл - в сияющие клинки. Мечи воспринимались как чудодейственное оружие. В железном веке их бросали в реки и озера в качестве ритуальных пожертвований. Средневековые рыцари обычно высекали кресты на лезвиях клинков. Предполагается, что меч Артура Экскалибур был выкован на таинственном острове Авалон. В легендах мечи обычно ковались эльфами и троллями.

Высказывались предположения, будто история о мече в камне появилась в результате ошибки переписчика, спутавшего латинское слово saxum, означающее «камень», с Saxon, саксом. Якобы Артур, убив сакса, завладел его мечом, и меч сакса стал мечом из камня. По мнению других артуроведов, легенды о мече в камне уходят своими корнями в верования аланов, сарматских кочевников. В пятом веке они во время обрядов вонзали мечи по самую рукоять в землю, поклоняясь своему богу войны.

Обычно особое магическое значение придается мечу, но, очевидно, и в камне заложен определенный символический смысл. Именно камень высвобождает меч, показывая, что Артур является истинным королем. Можно сказать, камень, а не меч, играет центральную роль. Потому, видимо, этот меч, извлеченный из камня, и не участвует более в мифологическом действе, и его место занимает Экскалибур.

По всему миру распространены предания, связанные со священными камнями. В Нигерии бытуют легенды о магических королевских камнях, которые «поют», если на них сядет законная королева. В ирландской «Lebor Gabála Érenn» («Книге захватов Ирландии») говорится о священном камне Лиа Фал, одном из сокровищ туата-де-дананн, племен богини Дану. Он «издает крик», если на него наступит король, который должен править Ирландией. Лиа Фал и сейчас находится на холме Тара в графстве Мит.

Камнем Судьбы называют Скунский камень . Согласно легенде, его «положил себе изголовьем» библейский Иаков, и на нем стоял ковчег Завета. «Изголовье» Иакова побывало в Египте, Испании, Ирландии и, наконец, оказалось в Шотландии. Предполагают, что король Англии Эдуард I забрал Скунский камень из Шотландии в 1296 году. Его привезли в Вестминстерское аббатство и положили под Коронационное кресло, в котором в течение многих столетий короновались короли и королевы Англии, а потом Британии. Его стали называть Коронационным камнем, но в 1996 году камень вернулся в Шотландию. Сейчас он выставлен в Эдинбургском замке. Однако многие шотландцы убеждены, что Эдуард I взял не тот камень, а настоящий Камень судьбы спрятан где-то в Шотландии.

Нашли ли отражение в артуровских романах древние легенды о магических камнях, символизировавших королевскую власть? По мнению некоторых исследователей, священные камни олицетворяли природное могущество земли. Когда человек становился королем, он как бы сочетался браком с землей, богиней верховной власти. Меч в камне можно представить символическим фаллосом, совокупляющимся с богиней земли.

Однако существует настоящий меч в камне. Он находится в итальянской Тоскане. Мы имеем в виду меч святого Гальгано, хранящийся в круглой часовне двенадцатого века, расположенной в лесу неподалеку от деревни Кьюздино. Гальгано Гвидотти был надменным и агрессивным рыцарем. Он вел бурный и полный утех образ жизни, пока к нему не явился архангел Михаил, убедивший его стать отшельником и посвятить себя Богу. Гвидотти привиделась круглая церковь на вершине холма возле своей деревни, а ангельский голос сказал, чтобы он покончил с рыцарскими приключениями. Гальгано вынул меч из ножен, с силой вонзил его в камень по самую рукоять и с того момента стал божьим человеком. Гальгано Гвидотти умер в 1181 году в возрасте тридцати трех лет. Его история - прямая противоположность судьбе Артура. Король бриттов взял в руки меч, чтобы повети своих рыцарей на поле брани, Гальгано отказался от оружия в пользу мирного затворничества.

Меч в камне.

Цистерцианцы построили вокруг меча в камне круглую часовню Капелла ди Монте-Сьепи. В последние годы были проведены обследования и меча, и камня, и часовни. Они показали, что под часовней находится углубление, похожее на погребальную нишу. Отдельные части церквушки датируются 985 годом. Многие историки выражали сомнения в подлинности меча. Однако во время бурения выяснилось, что лезвие уходит глубоко в камень, и меч с достаточной степенью надежности был датирован концом двенадцатого века.

Образ меча в камне напоминает расположение креста на алтаре. Алтарный камень всегда являлся самой священной частью церкви или собора, олицетворяя Иисуса Христа. На некоторых средневековых алтарях высечены пять крестов, символизирующие пять ран Иисуса. Вероятно, меч в камне на церковном дворе в Лондоне служил знаком того, что Артур должен был стать королем Англии по воле Христа.

История меча в камне, на первый взгляд, служит волшебнику Мерлину способом провозглашения Артура законным королем. Но, похоже, в ней заключено гораздо большее. Как представляется, она уходит корнями в древние легенды о земле, возрождении и еще дальше - несет в себе идею священного камня, дарующего мудрость и царствование. Иными словами, истоки легенды могут таиться в Древнем Египте и даже в более глубокой древности.

М ерлин часто изображается как архетип волшебника - безумный старик с нечесаной белой бородой, в длинном одеянии и высокой остроконечной шляпе. Подлинный Мерлин был полудиким существом, жившим среди волков и вепрей, пророком, знавшим, как он умрет.

Гальфрид Монмутский сообщал нам, что мать Мерлина была дочерью короля Деметии: ее совратил демон в обличье прекрасного юноши, который обнимал и целовал ее и внезапно исчез, словно его и не было. Потом он многократно разговаривал с ней, но она так его и не видела. Мать Мерлина рассказывала: «Он долгое время посещал меня таким образом... и часто сочетался со мною, словно человек во плоти и крови, и покинул меня с бременем в чреве».

Лайамон дал другую версию зачатия Мерлина. Каждую ночь его матери снился образ высокого рыцаря, «прекраснее которого не было на свете». Видение плавало в воздухе, «сияя золотом», приближалось к ней, обнимало, целовало; она забеременела, родила сына, и поэтому он не знает, кто его отец.

Робер де Борон позаимствовал этот сюжет и украсил новыми деталями. По его версии, сатана разъярился из-за сошествия Христа в ад и вознамерился погубить его дело (Согласно апокрифическому евангелию от Никодима, Христос сошел в ад, чтобы освободить души праведников). Демоны посовещались и решили сотворить собственного сына от земной девственницы, антихриста, который будет странствовать по миру и исполнять их волю. Они послали одного из инкубов к целомудренной женщине, чтобы зачать ребенка, но дьявольский замысел потерпел неудачу. Девственница успела переговорить со святым отшельником Блэзом, и через девять месяцев она родила не антихриста, а Мерлина. Ребенок оказался необыкновенным: он заговорил, как только его отняли от груди. А через некоторое время Мерлин спас мать от казни, заявив судье: «Я знаю своего отца лучше, чем вы знаете своего, и ваша мать знает, кто ваш отец, лучше, чем моя мать знает, кто мой отец». Не менее загадочна оказалась и беседа отшельника Блэза с Мерлином. Отшельник сказал Мерлину: «Я слышал, что ты заявил, и я знаю, что ты сын демона. По этой причине я сомневаюсь, что ты опечален, как бы ты ни лукавил и ни обманывал меня». Мерлин отвечал: «Ты слышал, как я сказал, что меня зачал дьявол. Значит, ты слышал, как я говорил, что Бог дал мне дар знать наперед, что может произойти».

О жизни и деяниях Мерлина повествовалось еще в древних хрониках. Из них мы узнаем, что вскоре после рождения Мерлина узурпатор Вортигерн захватил корону с помощью саксов и женился на дочери вождя саксов Хенгиста. Вортигерн не доглядел за своими вероломными союзниками, и Хенгист подговорил языческих воинов перебить бриттских князей, когда они соберутся вместе для заключения мира. Саксы пришли на встречу, пряча в одеяниях кинжалы, и по сигналу напали на бриттов, зарезав 460 правителей и наместников.

Вортигерн сбежал в горы Северного Уэльса и начал строить крепость в Динас-Эмрис, где он мог бы укрыться от саксов. Но каменные стены, возведенные днем, обрушивались по ночам. Согласно Гальфриду Монмутскому, Вортигерн попросил совета у своих магов, а они сказали, чтобы король нашел мальчика, у которого нет отца, и окропил его кровью основание крепости. В городе Кармартен люди Вортигерна увидели мальчишку, игравшего в мяч со своими сверстниками. Один из них все время высмеивал Мерлина и кричал: «У тебя нет отца!» Мерлина поймали и привели к королю. Мальчик Мерлин так сказал магам Вортигерна: «Не разумея, что препятствует устойчивости основания начатой башни, вы заявили королю, будто нужно обрызгать щебень моей кровью. Но скажите, что, по-вашему, сокрыто под основанием?» Прорицатели оробели и молчали. Тогда Мерлин обратился к королю: «Призови строителей и прикажи им выкопать землю поглубже, и ты обнаружишь озеро, которое не дает башне должной опоры». Люди Вортигерна действительно нашли озеро в Динас-Эмрис. «Ответьте мне, лживые вы льстецы, что находится на дне озера?» - спросил Мерлин. Маги по-прежнему хранили молчание. Мерлин рассказал Вортигерну, что на дне озера он увидит два полых камня, а в них - драконов, красного, символизирующего бриттов, и белого, представляющего саксов, призванных самим королем. Им уготовано биться друг с другом до тех пор, пока не придет вепрь Корнуолла (Артур) и не уничтожит захватчиков. Чародей затем предсказал Вортигерну скорую смерть.

Действительно, вскоре Вортигерна осадили бриттские правители Аврелий Амброзий и Утер Пендрагон и сожгли крепость вместе с узурпатором. Аврелий Амброзий стал королем и решил возвести величественный памятник бриттским витязям и князьям, убиенным саксами. Мерлин посоветовал королю послать людей за Хороводом великанов, мистическими каменными столбами, стоявшими на горе Килларао в Ирландии. Эти камни были привезены в старину с дальних берегов Африки великанами, обитавшими тогда в Ирландии. Мерлин привел Утера Пендрагона и 15 000 человек в Ирландию и с помощью магии переправил Хоровод великанов на равнину Солсбери. Камни установили там, где были погребены павшие бриттские князья, и это место мы теперь называем Стоунхендж.

Мерлину принадлежит и заслуга в создании Круглого стола. Будучи советником Утера Пендрагона он рассказал королю историю об Иосифе Аримафейском, Граале и Круглом столе, о том, что стол Иосифа был копией стола Тайной вечери. Волшебник сделал Круглый стол, третий стол, в честь Святой Троицы. Утер потом отдал его королю Лодегрансу из Камиларда, отцу Гвиневеры, а когда Артур и Гвиневера обручились, Круглый стол перешел к нему в качестве приданного.

Когда Утер Пендрагон осадил замок Тинтагель, он снова призвал на помощь Мерлина. Король воспылал страстью к Игрейне, жене Горлойса, герцога Корнуоллского, самой красивой даме во всей Британии. Утер без ума полюбил ее, его сердце разрывалось от желания овладеть ею, но он не мог сокрушить оборону замка. Мерлин помог ему пробраться в цитадель под видом герцога и провести ночь с Игрейной. Она поддалась на обман, решив, что рядом с ней ее супруг, и в эту ночь был зачат Артур. Когда Артур родился, Мерлин забрал ребенка и отдал на воспитание сэру Эктору, который растил его вместе со своим сыном Кеем, передавая им рыцарское искусство. В пятнадцать лет Артур одним рывком выдернул меч из камня и стал королем, а Мерлин помог ему одолеть одиннадцать других королей, взбунтовавшихся против юного монарха.

Мерлин покинул королевский двор, когда Артур женился на Гвиневере. В это время, как свидетельствует легенда, волшебник был сам по уши влюблен. Он бродил по тропам фейри в Броселиандском лесу, повстречал Вивиан, Деву озера, и полюбил ее с первого взгляда (В другом варианте легенды Мерлин влюбился в Ниневу, Деву озера). Вивиан добилась, чтобы чародей обучил ее секретам магии. Через несколько лет Мерлин вернулся ко двору Артура, но постоянно уходил в лес к Вивиан. Со временем Вивиан вызнала все колдовские приемы волшебника и наложила на него заклятие, чтобы он навсегда остался в Броселиандском лесу. Рассказывают, будто Мерлин и Вивиан по-прежнему обитают в Броселиандском лесу, и сегодня можно услышать в чаще смех старого волшебника.

Образу Мерлина и у Гальфрида Монмутского, и в средневековых легендах дал жизнь бард и пророк, которого называют по-разному: Мирддин, Мирддин Виллт, Мерлин Дикий (Безумный), Мерлин Сильвестрис, Мерлин Лесной, Мерлин Каледонский, Лалоэкен, Лайлокен. В истории Мерлина Дикого можно обнаружить мотивы из жития святых, отголоски древних манускриптов и валлийских поэм. Мерлин Дикий был провидцем, обладавшим вторым зрением. Он предрек гибель языческого правителя Гвенддолау в битве с королем Риддерхом при Ардеридде в 573 году. При виде жуткого побоища Мерлин лишился рассудка. Гвенддолау и все его люди пали в сражении. Мерлин скрылся в Келидонском лесу, пораженный недугом помешательства. Он одичал, питался лесными орехами и желудями и жил рядом с волками и кабанами.

Когда святой отец Кентигерн пришел в лес с проповедями, Мерлин забросал его камнями, вопил, как сумасшедший, и выкрикивал странные пророчества, так что Кентигерн расплакался. Мерлин предрек себе мистическую тройную смерть: «от кола, камня и воды». Кентигерн обратил старого язычника в христианскую веру у алтарного камня в Стобо. В тот же день на Мерлина напали трое пастухов, когда он шел по берегу реки Твид. Они забили его камнями и бросили в реку, где волшебник напоролся на рыбацкие колья и утонул, приведя в исполнение свое пророчество.

У Мерлина много могил, и он покоится не под одним холмом. Мальборо в Уилтшире своим названием обязан Мерлинз-Барроу - холму, где спит волшебник. Согласно легендам, чародей также отдыхает в укромной пещере под Мерлинз-Хилл возле Кармантена, в гроте на Олдерли-Эдж в Чешире, в стеклянной гробнице в пещере на острове Бардси в окружении Тринадцати сокровищ Британии. Неолитический каменный монумент в Броселианде носит название Склеп Мерлина (Tombeau de Merlin), а неподалеку от Друмелзьера, в Приграничье Шотландии, находится Могила Мерлина (Merlin"s Grave).

Поэт и пророк тринадцатого века из Приграничья Томас Рифмач предсказывал:

Когда сольются Поусейл и Твид у Мерлина могилы,
В Шотландии и Англии останется один король.

Говорят, в тот день, когда в 1603 году произошло объединение шотландской и английской корон, то есть когда на английский престол взошел король Шотландии Яков VI, приняв имя Якова I Английского, Твид вырвался из своих берегов и встретился с Поусел-Берн, указав местоположение могилы Мерлина.

В Чешире бытует поверье, что Мерлин жив. Там рассказывают такую историю. Один фермер решил продать свою молочно-белую лошадь и заблудился на горе Олдерли-Эдж. Когда он пробирался через известняковые скалы, ему повстречался старик с длинной белой бородой и предложил купить коня. Фермер отказался и пошел на рынок. Продать он свою сивку в тот день не смог и, возвращаясь домой, опять встретил на горе Олдерли-Эдж старика. Дед привел его к отвесной скале, в которой вдруг появились железные ворота. Таинственный незнакомец показал фермеру глубокую пещеру, где находились спящие рыцари в доспехах и полном вооружении и с такими же молочно-белыми конями. Но один воин был без коня. Поэтому старик и позвал фермера с его молочно-белой лошадью в пещеру. Рыцари, объяснил старик, пробудятся, если Англия окажется в большой беде. Потом он показал гостю грот, наполненный золотом, драгоценностями и самоцветами, и предложил взять немного сокровищ. Фермер набрал в карманы золота и вышел из пещеры. Как только он шагнул за ворота, они сразу же захлопнулись. Фермер обернулся, и перед ним снова была глухая отвесная стена. В предании говорится, что фермеру встретился волшебник Мерлин, а в пещере спали король Артур и его рыцари. На Олдерли-Эдж и сейчас есть Ключ Волшебника. Над ним на скале высечена надпись:

Пей досыта, не жалея,
Эту воду чародея.


Мерлин, Артур и Гвенивера.

Камень Судьбы.

1) Камень Судьбы - важнейшая шотландская реликвия, сегодня хранится в Эдинбургском замке. На нем в течение многих веков короновались шотландские короли и вероятно короли Далриады, древнего королевства Шотландии. Камень Судьбы называют также Подушкой Иакова, Скунским Камнем или Коронационным камнем.

Легенде о Камне Судьбы более 3000 лет. Предание гласит, что у фараона Рамсеса II была дочь по имени Скота. После того, как израильтяне перешли Красное море, принцесса покинула Египет и более тысячи лет блуждала по Ближнему Востоку в поисках собственной земли обетованной, дошла до Испании и направилась в Ирландию. Добравшись до северного побережья Ирландии, она наконец нашла то, к чему так долго стремилась - земли, позже названные Шотландией. Скотты и пикты, по одной из версий продолжения легенды, были потомками принцессы Скоты и ее мужа Гателы, скифского короля.

Скота привезла с собой в Шотландию большой кусок песчаника весом 152 кг. По преданию именно этот камень Иаков положил под голову вместо подушки и увидел во сне лестницу, достигавшую небес, по которой восходили и нисходили ангелы. Сначала, во времена Далриады, Камень Судьбы был помещен в Дунадд, а потом, в 847 г. король Шотландии Кеннет I перевез его в Скун.

Согласно другой легенде, этот серый кусок песчаника, служивший изголовьем святому Иакову, был привезен из Палестины в Шотландию Святым Колумбой Ирландским в VI веке. В IX веке он был установлен на холм рядом с замком Скун, и с тех пор на нем короновались шотландские короли.

Доподлинно неизвестно, когда и почему шотландские короли выбрали именно этот камень. Он не очень привлекателен на вид, и видимо, с самого начала предназначался для сидения, для использования в качестве коронационного кресла. Есть довольно ранние свидетельства того, что короли Шотландии сидели на нем, как на троне, в Скуне во время коронации.

В 1296 году король Эдвард I Английский захватил Камень Судьбы в числе других военных трофеев и перевез его в Вестминстерское аббатство. Неизвестно, захватил ли Эдвард настоящий камень или подделку. Существует мнение, что монахи из Скуна утопили настоящий Камень Судьбы в реке Тей или зарыли его на холме Дунсинан. Кроме того, время от времени возникали слухи, что настоящий Камень Судьбы находится среди сокровищ тамплиеров.

В Вестминстерском аббатстве Камень поместили под сиденье деревянного трона («Стул Святого Эдварда»), на котором короновались английские монархи.

И так продолжалось до 1950 года, когда в рождественский вечер четыре студента из университета Глазго не совершили самое дерзкое и бескорыстное ограбление в истории Англии. Они попросту вытащили этот камень весом 152 кг из Вестминстера и отвезли его в Шотландию, где временно оставили у алтаря Абротского аббатства. Страна радостно приветствовала юных героев, сделавших еще и шумное заявление: «Мы больше не северная провинция Британии!» Однако власти придерживались иного взгляда, и камень вернули обратно в Лондон. Еще 46 лет понадобилось, чтобы камень, уже с почетом, вернулся в Шотландию и занял подобающее место в Эдинбургском замке.

В 1996 г. британским правительством было решено передать камень Шотландии, однако было оговорено, что англичане будут заимствовать камень на время коронаций. И в день Святого Андрея 30 ноября 1996 года Камень Судьбы вернулся в Шотландию и был помещен рядом с шотландскими королевскими регалиями в Эдинбургском замке. В этот памятный для всей Шотландии день около 10 тысяч людей выстроились вдоль улицы Royal Mile (Королевская Миля) для того, чтобы увидеть собственными глазами процессию священнослужителей и солдат, сопровождающих Камень Судьбы.

История наделяет существующий ныне Камень особой силой, особым обаянием. Он несет на себе печать духовных и исторических событий мировой важности, и легко поверить, что он был сердцем каждой коронационной церемонии вплоть до сегодняшнего дня. И впредь он всегда будет непременным участником коронаций монархов Великобритании и Северной Ирландии, и для этого его будут специально отвозить в Вестминстерское аббатство снова и снова.


Тот самый трон в Вестминстерском аббатстве,
только уже без камня.

2) Фейри. Легенды о короле Артуре полны фейри. Они очаровывали рыцарей Круглого стола, вмешивались в жизнь, приключения и любовь смертных. Царство волшебных фейри всегда рядом. Оно и под водой зеркальных озер, и в лесных чащобах, и за стенами магических замков.

В наши дни мы представляем себе фейри в виде крошечных созданий с легкими трепещущими крылышками. Мы думаем, что они обитают под деревьями, собирают росу с цветов и сидят на бледных поганках. Это феи из мультиков и детских книжек Дж.М. Барри и Сесилии Мэри Баркер. У них нет ни острых зубов, ни когтей. Маленькие девочки любят наряжаться феями в розовые воздушные платьица с крылышками, приделанными к спине. Много веков тому назад люди, однако, не понарошку боялись фейри.

Фейри в легендах и сказаниях такого же роста или даже выше человека. Они умели изменять свою внешность, перевоплощаться в белого оленя, тюленя или волка. С помощью чар им ничего не стоило заколдовать любого, хоть раз посмотревшего на них. Фейри принимали облик белых или зеленых дев, одевались в красное, серое или черное платье. С колдовством прежде всего ассоциировался зеленый цвет, и шотландцы, зная, что он приносит несчастье, старались избегать его, особенно в дни венчания.

Фейри любили позабавиться или сыграть злую шутку с неосторожным путником. Они уводили фермерских коров и овец с пастбищ и похищали детей. Суеверные селяне окружали свои дома и угодья горящими факелами, оставляли во дворах еду, молоко, чтобы задобрить колдуний. Над воротами крепились подковы, так как считалось, что фейри испытывали отвращение к железу. К хвостам коров привязывались кресты из веток рябины, переплетенные красными нитками. Ягоды рябины и красные нити символизировали кровь Христа.

Фейри.

Артуровские фейри - это, конечно, Фея Моргана и Вивиан, Дева Озера. Фея Моргана могла перевоплощаться в отвратительную старую ведьму и очаровательную юную девушку. Она была капризна и своенравна, как и подобает фейри. В Броселиандском лесу Моргана пришла в ярость, когда смертный возлюбленный ее предал, но сама она нисколько не задумывалась о собственной верности. Вивиан, Дева озера, обитала в ином магическом мире - под водой. В Броселианде она воспитывала рыцаря Ланселота Озерного и околдовывала волшебника Мерлина, вызнав прежде у чародея секреты магии, чтобы держать его в вечном заточении. Водяные фейри особенно коварны. Они ждали когда какой-нибудь смертный приблизится к берегу, и утаскивали его на дно.

Мерлин сам был наполовину фейри. Его мать, монахиня, согласно преданию, провела ночь с полюбившимся ей прекрасным незнакомцем и сразу же забеременела. И его отцом оказался фейри, инкуб или даже сам дьявол. Христианским сочинителям были несимпатичны колдовские способности Мерлина. Однако и более древние боги и демоны не считали для себя зазорным совокупляться со смертными женщинами, чтобы породить сыновей, наделенных сверхъестественными дарованиями.

Хотя Гвиневра в легендах об Артуре изображается как смертная женщина, дочь короля Лодегранса, она ведет себя как неверная фейри. Валлийское имя Гвиневры - Гвенвифар, что означает «белый призрак» или «белая дева». Предания о белых девах встречаются по всей Франции и Британии. По легенде, в Бретани в горных ущельях они поджидают мужчин, чтобы потанцевать с ними, а потом сбросить в колючие кустарники шиповника. Белые призраки женщин обитали и в развалинах замков, дольменах, старых деревьях и озерах. Как правило, они одеты в прозрачные струящиеся платья, излучающие лунный свет.

От них исходило такое же сияние, как от Девы с Граалем в замке Короля-Рыбака. В замке Росслин, расположенном в нескольких километрах к югу от Эдинбурга, согласно местной легенде, в подземелье спит зачарованная белая леди, ожидая, когда рыцарь освободит ее от заклятья. Она к тому же охраняет изумительные сокровища, стоящие многие миллионы фунтов стерлингов.

Артуровское королевство Логрия и царство фейри взаимосвязаны. Потусторонний мир кельтских легенд находится недалеко и проявляет себя, подобно замку Грааля, когда этого совершенно не ожидаешь. Магический остров Авалон, озеро, где Артур раздобыл меч Экскалибур, и Броселиандский лес принадлежат царству фейри. Чародейки, встречавшиеся в этих местах королю Артуру и его рыцарям, - такие же сверхъестественные создания, как и эльфы мира фейри.

Остров Авалон, артуровский рай, напоминал своими благами и чудесами кельтские Блаженные острова. Это край вечной весны, цветов, пышных садов и виноградников, где Фея Моргана ухаживала за раненым Артуром. На Авалоне не было войн и насилия. Здесь не дули холодные зимние ветры.

Фейри.

Иерархия царства фейри очень похожа на феодальную систему средневековой Европы. Правили им король и королева Эльфленда. В нем сосуществовали два противоположных двора: Благой двор (Seelie Court), состоявший из добрых или по крайней мере благожелательных фейри, и Неблагой двор (Unseelie Court), наполненный злыми и коварными существами, похищавшими и даже пожиравшими несчастных смертных.

Королю и королеве прислуживали лорды и дамы, эльфы, рыцари и девы-фейри. Королева устраивала для своих подданных и смертных роскошные приемы в просторных, ярко освещенных и богато украшенных подземных залах, где играла изумительная музыка. Пиршества были обильные: каждое следующее блюдо оказывалось вкуснее предыдущего; бокалы наполнялись самыми дорогими винами; на столах сверкали золотые монеты. Фейри услаждали своих гостей задушевными мелодиями и красочными танцами.

Но когда полуночное веселье заканчивалось, смертные гости Эльфленда обнаруживали, что они находятся в полном одиночестве на пустынных холмах. Во рту - полусъеденные черви, истлевшие листья и болотная тина, а в карманах вместо золотых монет - камни. Фейри устраивали праздничные приемы в подземельях; точно так же Артур и его рыцари, по легенде, спят где-то в пещерах или полых холмах. У легендарного двора Артура Камелота много общего с чудесными королевскими дворами фейри. Артур с Гвиневрой правили своей страной, подобно королю и королеве Эльфленда.

В валлийской поэме «Пожива Аннуна» из «Книги Талиесина» четырнадцатого века, Артур и его рыцари отправились в потусторонний мир фейри за чудотворным котлом, который согревается дыханиями девяти дев. Легендарный валлийский бард Талиесин рассказывал, как Артур и его дружина плыли на корабле Придвен в Аннун, волшебное царство фейри. Аннун известен под многими названиями: Каэр-Сиди, Форт фейри; Каэр-Колур, Мрачный форт; Каэр-Ведидвид, Форт совершенных. Три Артуровых команды («каждая втрое больше дружины Придвена») ушли в Аннун. Вернулись живыми только семеро рыцарей.

В кельтском фольклоре грань, разделяющая мир смертных и царство фейри, в определенные времена года становится очень тонкой. Самые опасные дни - Бельтайн (канун 1 мая) и Самайн (Хэллоуин), когда фейри меняют свое место пребывания, перемещаясь из зимы в лето или наоборот. Опасна не смена сезонов, а граница между ними, момент перемены, «межвременье», когда еще не лето, но уже и не зима, еще не зима, но уже и не лето. Точно так же: заря и закат - не ночь и не день; дверной проем - не вход и не выход; водная гладь - не над водой и не под водой. Эта магическая промежуточная зона пространства и времени и является местом встреч смертных и фейри.

Фейри.

В артуровских романах волшебные существа прибывали ко двору Артура в дни пиршеств и празднеств. Магический Зеленый рыцарь появлялся и бросал вызов двору короля на святки, а Галахад пришел, чтобы занять последнее место за Круглым столом, в Троицын день. Надо заметить, что Мордред, зачатый от кровосмесительной связи Артура со своей сводной сестрой Моргаузой, появился на свет в первый день мая. В том, что Мордред родился во время празднества Бельтайн, наверное, заключается намек на вмешательство фейри. По обычаю, 1 мая селяне разжигали большие костры, чтобы отпугивать фейри, и шли умыться к священным источникам и колодцам. В этот день дома украшали цветущими ветками, принесенными из леса. Королева Гвиневра встретилась с сэром Ланселотом, когда собирала с фрейлинами майское разноцветье деревьев. «Хождение за цветами» служило прикрытием для тайных любовных встреч молодых пар в лесу. С недозволенностью майских ночных любовных утех, видимо, ассоциируется и роман, завязавшийся между Ланселотом и Гвиневрой.

В 1570 году Джанет Бойман, жительницу Эдинбурга, обвинили в колдовстве. Соседи видели, как она ходила к источнику с рубашкой заболевшего кузнеца из Канонгейта Алана Лодерстона. Родник находился на Троне Артура, огромном холме недалеко от дворца Холируд, где начинается Хай-стрит, главная улица города. Там Джанет вызвала «демонов», и раздался грохот, будто пронесся смерч. На другой стороне источника появился какой-то человек. Джанет обратилась к нему, попросив «во имя Отца и Сына, короля Артура и королевы фейри Элспет» либо вернуть здоровье Алану Лодерстону, либо избавить его от боли. Затем она постирала рубашку кузнеца в источнике и отослала ее обратно Лодерстону. По легенде, кузнец совершенно выздоровел.

Однако люди видели и то, как Джанет на Хэллоуин вызывала из Трона Артура фейри. Когда она с подругой наблюдала за фейри, на них «обрушился страшный ветер, и упал предмет, похожий на шляпу, который крутился в воздухе». Ее компаньонка Джанет Хендерсон так напугалась, что через семь дней умерла. 29 декабря 1572 года Джанет Бойман казнили за колдовство. В Эдинбурге в мае сотни людей поднимаются каждое утро на рассвете и умываются росой на Троне Артура.

Как гласят легенды, король Артур и его рыцари в ожидании пробуждения для спасения Англии спят под Троном Артура, в пещере горы Олдерли-Эдж, в зеленом холме у Карлиона или под замком Кэдбери. Сказания о спящих рыцарях Артура распространены по всей Британии. Говорят, будто Артур со своей дружиной спит даже под Этной. По преданиям, на Эйлдонских холмах и сейчас гоняет коней для короля Артура прорицатель и поэт тринадцатого века Томас Рифмач. Более семи лет он провел при волшебном дворе королевы Эльфленда. У него был блестящий поэтический дар, и он никогда не лгал. Легенды утверждают, что король Артур и его рыцари вернуться, разбуженные звуками охотничьего рога:

Кудесник и пророк о, где ж он, тот,
Что с пеньем к дереву Эйлдона придет,
И, внемля чудесной песне на земле,
Восстанут вмиг все спящие во мгле.
Когда ж, ответь, из Эйлдонских холмов
Восстанут рыцари на тайный зов?
Где ж мощный рог, что обречен призвать | »

Из книги: Саймон Кокс, Марк Оксбрау
«Король Артур и Святой Грааль от "А" до "Я"».


+670

Кто из нас не слышал удивительную легенду о могущественном Короле Артуре, его советнике, волшебнике Мерлине, злой колдунье Моргане и мече в камне, который, согласно преданию, удалось вытащить из скалы лишь Артуру, тем самым доказав свое предназначение. Насчет реальности этой истории у историков существуют большие сомнения, а вот насчет того, существовал ли знаменитый меч, никаких колебаний нет. Скажем больше, каждый из вас может его уводеть, отправившись в Тоскану...

Думаете, история о мече из Авалона, вогнанном в камень с надписью "Кто вытaщит сeй мeч из-под нaковaльни, тот и eсть по прaву рождeния король нaд всeй землей английской", всего лишь легенда?

Быть может, но только та часть, которая касается английской земли. Потому что меч, по рукоятку вогнанный в камень, существует, и он совсем не сказочный.

Меч в камне находится в Капелле Монтесьепи (Montesiepi), недалеко от аббатства Сан-Гальяно в Кьюздино (Chiusdino). Итак, легендарный меч существует и веками хранится (конечно же, не в Камелоте, в легендарном мире Мерлина и короля Артура) всего в сорока километрах от . Чудо-меч содержится под стеклянным колпаком, вместе с камнем, где застряло лезвие.

Капелла Монтесьепи

Какова история меча в камне по-итальянски?

Оружие, изготовленное в двенадцатом веке, принадлежало доморощенному "рыцарю круглого стола", большому гулене и развратнику, которому однажды явился Святой Николай, наказав ему полностью изменить собственную жизнь. Речь идет о выходце из Кьюздино Гальгано Гуидотти, канонизированном в 1185 году, который после божественного видения действительно кардинально изменил образ жизни, став отшельником. Гуидотти символически отпраздновал свой уход от рыцарства и всего мирского, вогнав по ножны собственный меч в скалу, таким образом, чтобы тот образовал крест. Миф повествует, что дьявол, пытаясь поколебать веру рыцаря, расколол меч на три куска, однако, Гальгано продолжал молиться и меч снова стал единым, более того, никому больше не удалось вытащить оружие из камня.

Верующие после канонизации Гуидотти переместили кусок скалы с мечом в небольшую часовню. Сегодня меч в камне помещен под стекло и окружен фресками четырнадцатого века, которые изображают вышерасказанную историю в деталях. Атмосфера, мягко говоря, впечатляет, да и средневековую капеллу обязательно стоит посетить.

Если среди нас существуют скептики, то подзрения насчет подлинности оружия должны быть отброшены в сторону. За прошедшие годы в Италии было предпринято несколько металлографических исследований меча, целиком и полностью подтвердивших его подлинность. Некоторые историки говорят, что именно этот тосканский артефакт вдохновил англичан на выдумку истории про Короля Артура. Может, это и так, может, и нет, но остается фактом, что один из рыцарей короля Артура носил имя Гальвано, очень напоминающее о тосканском рыцаре Гальгано, избравшем праведный путь.

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

Подивились люди и поведали о том архиепископу…»

«…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить.
Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью.

Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком.

Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения.
Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.
В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.
Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.
По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч.
Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета.

Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале).

В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году.
По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани.
Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим.
Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.
Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне.
В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

La spada soprannominata Durlindana (Secondo il mito la spada di Rolando) trovata a Rocamadour, Francia.


Существуют мечи, окутанные легендами, которые подпитаны выдуманными и реальными кровавыми историями противостояний. Меч – это единственное оружие, которое и в сказке, и в истории оставило след. Предлагаем познакомиться с мечами, легенды о которых могут оказаться реальностью, и рассказы, о которых заставляют усомниться в их правде.

Меч в камне


В то время, как легенды о короле Артуре относят к жанру народных сказаний и мифов, есть свидетельство тому, что рассказ о мече в камне может оказаться реальностью. В часовне городка Монтесьепи в Италии находится настоящий меч в камне, который может стать разгадкой происхождения легенды об Экскалибуре. Не лишним будет вспомнить историю канонизации тосканского рыцаря Галгано Гвидотти, который и вонзил меч в камень, показывая Архангелу Михаилу, что с грехами также сложно расстаться, как расколоть камень мечом. Дело в том, что первоначально в легенде об Артуре упоминания о мече не было, а появилось оно уже после истории с тосканским рыцарем. Многие сомневаются, что меч из итальянской часовни действительно принадлежал рыцарю, но то, что он был сделан в 12 веке сомневаться не приходится, так как этот факт был доказан исследователем Луиджи Гарласчелли из Университета Павии в результате радиоуглеродного анализа.


Легенда о мече кусанаги, известного под названием «меч в змее», рассказывает о том, что его нашли в теле дракона с восьмью головами, который был убит богом грозы и морей. Меч всегда считался символом могущества и доблести императоров Японии и свидетельством того, что японская династия имеет небесное происхождение, а именно происходит от богини Солнца и имеет полное право на власть. На протяжении нескольких веков меч никто не видел, но принято считать, что он находится в святилище Атсута в Нагано. Во время коронации императора его выносят на церемонию, но так как он всегда завернут в материю, никто толком его не видел. Во всем мире гадают, существует ли меч на самом деле. В документах и в устных рассказах меч упоминают, но это не является подтверждением его существования. В конце Второй мировой войны, когда император Японии отрекся от божественного происхождения своей власти, приказал все же хранить и оберегать императорские регалии, к которым меч и относится.


Уже несколько столетий в скале над часовней Нотр-Дам в Рокамадуре, Франция, торчит святой меч Дюрандаль, который в свое время, как утверждает легенда, воткнул рыцарь Роланд, чтобы тот не достался врагам. Более десяти столетий паломники посещали это святое место, пока местные власти в 2011 году не вырезали меч из горы, и не перенесли его в музей Средневековья. Как всегда возникают сомнения по поводу оригинальности меча. Рыцарь Роланд - известная историческая личность, а битва, в которой он погиб, упоминается в документах, но произошла она в другом месте, в долине Ронсенваль, и вряд ли герой смог бы метнуть меч на сотни километров. Впервые о мече заговорили монахи часовни Рокамадура спустя сотни лет, тогда же и появилась «Песнь о Роланде». Дело в том, что в часовне Рональд начинал свое последнее путешествие.

Проклятие мечей Мурамаса


Известно, что Муромаса – это японский мечник и кузнец, который, по легенде, постоянно молил богов, чтобы они наделили его мечи самой разрушительной силой. И боги услышали мастера, и наделили его уникального качества мечи кровожадным демоном. С тех пор многие владельцы меча либо сходили с ума, либо были убиты. Дело в том, что оружие постоянно должно подпитываться кровью, а если хозяин некоторое время не принимал участие в битвах, то погибал сам. Поэтому и возникла версия о проклятии, которым были награждены мечи Мурамасы. В результате приказом сегуна Токугава Иэясу, у которого умерли практически все члены семьи (дед погиб от меча, а отец и сам сегун были им ранены), было запрещено их использовать. По легенде, жена и приемный сын сегуна тоже погибли от меча. Но, возможно, дело не в проклятиях, а в том, что это оружие часто использовали в то время в Японии, так как оно было очень качественным, и его массово выпускали мастера школы Мурамасы на протяжении столетий. А все, что случилось с семьей сегуна, можно считать совпадением.

Мечи Хондзе Масамунэ


В отличие от кровожадных мечей Мурамаса, которые официально были запрещены в Японии, мечи мечника и кузнеца Масамунэ считались национальным достоянием. По легенде, когда оба мастера соревновались, чей же меч лучше, меч Масамунэ при опускании в реку не разрезал ничего не заслуживающее смерти на своем пути, к чему прикасался, даже воздух, в отличие от оружия Мурамасы. Еще одна загадочная история связана с Масамунэ. В конце Второй мировой войны один из мечей попал в руки американского солдата, сержанта Колди Бимору, и он отвез его, как сувенир, на родину. Но ни солдат, ни меч не были найдены. Несмотря на многомиллионную стоимость и большую ценность меча, коллекционерам за десятки лет так и не удалось найти легендарный меч.


Легендарный меч, способный в течение дня менять свой цвет до тридцати раз, принадлежал императору Римской империи Карлу Великому. В солнечный день, по легенде, меч светился ярче Солнца. С 1271 года в церемонии коронаций во Франции участвовали два меча Жуаёз, чего просто не могло быть, так как он уникален, поэтому нельзя определить, какой же из них настоящий. Меч, что находится в Лувре, пережил много изменений, и самой старой его частью считается рукоятка, которая датируется 10-11 веками, а император умер в 813 году, то есть меч никак не мог ему принадлежать. В Австрии в Имперской сокровищнице находится сабля Карла Великого, которая тоже претендует на то, чтобы называться Жуаёз. Но она тоже датируется 10 веком, что исключает все предположения. Есть версия, что меч принадлежал вождю Гуннов Аттиле, но знатоки истории отвергают и эту версию.


Еще одна легенда требует доказательств. В этот раз, это касается меча святого Петра, которым он отсек ухо помощнику верховного жреца в Гефсиманском саду. По легенде, меч и святой Грааль были перевезены в Англию Иосифом Аримафейским, но в 986 году он оказывается в Польше, но тот ли это был меч, не известно. Несмотря на сомнения, меч считался реликвией и остался в городе Познань. Нельзя с уверенностью утверждать, что меч принадлежал Петру, так как по результатам анализа оружие было изготовлено уже после смерти апостола. Экземпляр, который находится в Польше, был изготовлен в восточной части римской империи и во времена Петра не использовался.


По легенде, Уильям Уоллес, герой фильма «Храброе сердце», использовал кожу убиенного им казначея Шотландии, Хью де Крессингхэма, для изготовления портупеи. Еще есть упоминание о том, что кожу убитого Уоллес пустил на подпруги на седле. Но так как эти легенды рассказывали англичане, которые хотели подчеркнуть кровожадность Уоллеса, то нельзя всему верить. По другой легенде, король Яков IV потребовал заменить ножны, рукоятку и портупею, изготовленные из кожи Крессингхэма, на другие подходящие для легендарного меча материалы. Вопрос о принадлежности меча Уоллесу тоже остается открытым, так как правда затерялась в прошлом.


В склепе в Китае в 1965 году археологи нашли удивительный меч. Дело в том, что, не смотря на возраст, а ему было более двух тысяч лет, на мече не было ни ржавчины, ни повреждений, а лезвие было таким острым, что один из членов экспедиции поранился. Кроме этого, всех впечатлила филигранная гравировка, которая не могла быть так искусно выполнена в то время. Меч стал настоящей загадкой для специалистов. При исследовании гравировки было выяснено, что легендарный меч принадлежал царю Юэ и упоминался в «Утерянной истории Юэ». По легенде, в коллекции Гоуцзяня это был единственный великолепный и достойный меч, изготовленный силами Неба и Земли.
Почему же меч не стал подвластен времени? Мечники того времени пользовались высокого уровня технологиями металлургии, в результате чего, получили антикоррозийный сплав, из которого лезвие и выполнено. Кроме специальных сплавов, мечи обрабатывались особенными составами, а ножны были воздухонепроницаемыми, что и помогло оружию сохранить первозданный вид в течение двух тысячелетий.


В документе, который описывает раннюю историю Японии, было упоминание о мече Нихон секи, принадлежащем императрице-шаману Дзингу. А в конце Второй мировой войны в Японии, в Исоноками-дзингу, нашли необычный меч с шестью ответвлениями (седьмым считалось лезвие). Время оставило свой след на состоянии меча, но надпись, которую смогли расшифровать гласила, что это подарок японскому императору от короля Кореи. Исоноками-дзингу и время, когда меч Нихон секи был изготовлен, совпадало с упоминаниями в достоверных источниках Китая, Японии и Кореи. Таким образом, было найдено реальное подтверждение легенды.


Музей в Бургосе, Испания, гордится одним своим экспонатом, а именно, мечом, который мог принадлежать Эль Сиду, участнику Реконкисты и герою Испании, отстаивавшему и христиан, и мусульман. Враги боялись не только самого легендарного героя, но и упоминания о мече, о чем свидетельствует поэма «Слово об Эль Сиде». До того как меч стали передавать из поколения в поколение в семье Фальс, маркиз получил его из рук короля Фердинанда в 1516 году. В 1944 году оружие передали на хранение в Музей военного искусства Мадрида, где он находился следующие 60 лет. После того, как маркиз продал меч для выставки в музее Бургоса, в министерстве культуры появилась информация, что он изготовлен позднее указанного периода, и не мог принадлежать Эль Сиду. Но негосударственная экспертиза опровергла заявление министерства.

Ульфберхт


Мечи викингов Ульфберхт, существовавшие тысячи лет, снискали славу не только боевыми подвигами, но и качеством стали, которая другим народам Европы в то время не была доступным. Низкоуглеродистая сталь меча с логотипом “+ULFBERH+T” по прочности могла сравниться только с современным материалом. Таким качеством стали Европа овладела только в период Промышленной революции. Существует версия, что такую сталь, викинги привозили из Ирана и Афганистана. А еще до сих пор неизвестно, был ли Ульфберхт одним человеком или группой мастеров.