Консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему: "Социально-половое воспитание в детском саду". Половое воспитание «Социально-половое воспитание в детском саду»

Материалы по половому воспитанию детей (3-5 лет)

Основы полового воспитания, как часть системы нравственного воспитания, закладываются в семье. Именно в семье, в отношениях с родителями, ребенок впервые получает образцы сопереживания, отзывчивости и взаимопомощи. Нежность и любовь нужны ребенку для того, чтобы, став взрослым, он смог передать своим детям эстафету доброты, ласки и заботы. Ссоры родителей обременяют ребенка отрицательными переживаниями. Если у него нет ощущения семейного очага, нет четких привязанностей, то как он потом будет создавать семью, каким будет отцом или матерью?

Процесс формирования полового самосознания у ребенка проходит через разные периоды. Уже в первые годы жизни ребенок учится не только различать и называть людей, но и противопоставлять их по полу. Годовалый малыш определяет почти безошибочно, кто к нему подошел — дядя или тетя.

Ну, а затем идет становление понятия «Я», и оно совпадает у ребенка со становлением полового самосознания. Ребенок делает важное для себя открытие, когда понимает: «Я — мальчик» или «Я — девочка». Родители чисто интуитивно, испокон веков развивали у ребенка представление о принадлежности к своему полу, поощряя при этом в мальчике — мужские, а в девочке — женские черты характера. Например, мальчику внушают: «Ты будешь мужчиной, солдатом, а солдаты не плачут». А девочке говорят: «Ах, какие красивые у тебя бантики!» или: «Покажи, как ты качаешь свою лялю». И это совершенно правильно. Воспитание в мальчике мужественности, а в девочке женственности нужно прививать с малых лет. К сожалению, иногда (это чаще наблюдается в неполной семье, когда мать одна воспитывает сына) в ребенке неосознанна начинают поощрять черты характера, свойственные противоположному полу. Мальчика одевают как девочку, развивают в нем чрезмерную нежность, впечатлительность, мягкость. Все это в дальнейшем может привести к серьезной психологической перестройке, связанной с недовольством своим полом, и появлению упорного стремления изменить свой пол (транссексуализм). Не следует забывать, что будущий человек формируется в детстве и именно в этом периоде возможно наилучшее и наиболее глубокое воздействие на него, необходимо то, что мы называем половым воспитанием.

Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Причем, этот вопрос для него столь же важен, как и все другие: «Почему трава зеленая? Как летает птица? Откуда снег?», и так же невинен. Обычно это происходит в 3-4 года. Часто ребенка интересует не тайна деторождения и даже не пол, а просто жизнь во всем ее разнообразии. Так он нащупывает пути поисков причин. В ответ на вопрос: «Почему ты об этом спрашиваешь?» можно услышать иногда совершенно неожиданную интерпретацию самого вопроса. Например: «Коля известно откуда появился — он из Березников приехал, а Лариса родилась в Перми, а я откуда?». Вот и все. И на этот-то вопрос он и ждет ответа. Однако так бывает не всегда. Нередко ребенок интересуется тайнами деторождения именно в том смысле, в каком мы этот вопрос понимаем.

И это часто вызывает растерянность родителей, их нерешительность. Мама посылает ребенка к папе, папа — к бабушке. Дело часто кончается тем, что ребенок, так и не получив надлежащего ответа, настолько заинтригован молчанием или отговорками родителей, что ищет ответа на стороне и без труда находит его у «просвещенных» мальчиков или девочек — «знатоков». Как же отвечать на подобные вопросы?

Говорить надо только правду. Ребенок не глупее нас, он просто менее опытен и может решать серьезные вопросы, но на уровне своего, соответствующего его опыту понимания. Поэтому напрасно скрывать от ребенка то, что он в ближайшем будущем должен узнать.

Уводящие в сторону ответы, сказки про аиста, капусту, магазин и т. д. удовлетворяют любопытство ненадолго и рано или поздно будут разоблачены. Грубый ответ в этом случае не только гасит пытливость детского ума, но и разрушает взаимопонимание между взрослыми и малышом, уменьшает его доверие к взрослому. Ведь ребенок задает эти вопросы не оттого, что уже аморален и думает о недозволенном. Он хочет знать все об устройстве мира и имеет право задать подобный вопрос. Поэтому не надо уклоняться от ответов и очень важно поддержать доверительное отношение к вам ребенка. Однако любопытство малыша следует удовлетворять на его уровне. Можно просто сказать, что ребенок растет в животике у мамы. Вполне возможно, что ему для начала будет достаточно такой информации. Если затем он поинтересуется, как он туда попал, можно сказать, что он вырос из маленького семечка, которое было в маме. Пусть ваши ответы не предвосхищают вопросов. Через некоторое время ребенок, возможно, задаст вам вопросы посложнее. Он спросит: «А при чем тут папа?» или поинтересуется, как дети выбираются из маминого живота. Первый из этих двух вопросов особенно важен: от того, как вы ответите на него, во многом будет зависеть самосознание мальчика или отношение девочки к отцу. Можно привести в таком случае пример с рыбками. Вот рыбка-мама, из ее икринок разовьются и вырастут детки, но случится это лишь после того, как рыбка-папа польет икру специальным соком — молокой. Если у вас есть аквариум, то это объяснение легко сделать наглядным, если нет — при случае можно продемонстрировать малышу икру и молоку рыб и тут же перейти к аналогии с человеком.

Если ребенок не задает вам таких вопросов, это вовсе не значит, что подобные вещи его совершенно не интересуют. Скорее всего, он уже получил достаточную информацию на стороне или понял, что тема эта запретная и спрашивать ничего нельзя. И в том, и в другом случае родителям следует быть внимательными, а когда найдется повод для разговора на эту тему, начать его самим. Вы установите таким образом нужный контакт с ребенком, и появится надежда, что в дальнейшем он уже будет приходить с расспросами к вам. К тому же вы поймете, что именно малыш уже знает, сможете выяснить источники и, в некоторых случаях, предохранить его от дурного влияния.

В дошкольных учреждениях, где открытые детские туалеты и ребята обоих полов видят друг друга обнаженными, у детей, как правило, нет интереса к различиям в строении их тел. Поэтому сексологи даже рекомендуют разрешать детям пользоваться совместным туалетом, мыть разнополых детей вместе. Причем лучше всего начинать это с самого раннего детства.

Нагота сама по себе нравственна, ибо естественна, и поэтому порицать ее красоту, ее естественность как нечто низкое и греховное — это все равно, что считать человеческое тело и самого человека носителями греха. Необходимо ценить естественность природы в нас самих, ценить красоту природы в красоте человеческого тела и воспитывать в ребенке уважение к этой красоте и восхищение ею.

Порицая с раннего детства наготу («Томочка, как тебе не стыдно, нельзя же папе показываться в таком виде!»), мы призываем это чувство постыдности, как нечто совершенно естественное. И ребенок часто спрашивает, если в состоянии возразить взрослому: «А почему мне должно быть стыдно?». Воспитание с малых лет чувства стыдливости может пробудить в ребенке интерес к запретному голому телу, а, следовательно, и особый интерес к противоположному полу, непонятно почему запретный и порицаемый. Поэтому в воспитании стыдливости могут быть использованы, главным образом, косвенные, мягко действующие ограничения. Можно сказать девочке или мальчику, бегающим неодетыми, скажем, в присутствии посторонних людей, что это нехорошо, некрасиво, поскольку на людях нужно (принято) быть одетым, опрятным, подтянутым, и не выказывать того, что только для тебя одного и должно существовать и никого больше не касается. Избыточный, ненужный упор на воспитание стыдливости может в дальнейшем привести к несчастьям. Стыдливость приходит сама, в том числе и к детям, у которых стыдливость вообще не пытались специально воспитывать.

На все повесить фиговые листки нельзя. Все равно жизнь переполнена тем, в чем можно, при желании, усмотреть неприличное и безнравственное. Поэтому существует только одна программа для воспитания неприятия грязи — воспитание с раннего детства в духе уважения к человеческому достоинству, в чем бы оно ни выражалось: в духовном или телесном. Поэтому очень важно, чтобы еще в детском возрасте ребенок научился относиться к обнаженному телу как к чему-то совершенно естественному.

Пока ребенок изучает свой нос, руки, ноги, родители спокойны, но как только его внимание переключается на половые органы, взрослые начинают тревожиться, подозревая в своем малыше задатки, испорченности. И приходят просто в ужас, когда дочь, вернувшись из детского сада, серьезно рассказывает родителям о строении половых органов мальчиков или когда застают сына в компании сверстников за рассматриванием или демонстрацией этих частей тела. Сразу же следует подчеркнуть — в этом интересе нет ничего нездорового. В возрасте 3-5 лет подобным образом ведет себя детвора всего мира. Это так называемая «фаза половой игры», в процессе которой малыши утверждаются в понятии половых различий. В большинстве случаев дети не осознают сексуального характера содержания этих игр. Оно ограничивается, в общем, осмотром и ощупыванием внешних половых органов других детей своего и другого пола, а также показом своих половых органов. Эти наблюдения и манипуляции встречаются, например, в так называемых играх «в доктора», «папы и мамы». Подобные игры служат для детей, преимущественно, способом ознакомления или удовлетворения любопытства. Опытные педагоги и психологи знают, что чем больше шума поднимают родители из-за дурных наклонностей и привычек маленького ребенка, тем сильнее те укореняются. Это касается не только сексуальных игр, но и многих других осуждаемых взрослыми действий. Ребенок не может понимать и оценивать свои поступки как взрослый, потому и не следует фиксировать его внимание, преувеличивать их значение.

Ну, а как все-таки быть, если вы застали сына или дочь «на месте преступления», если ребенок дошкольного возраста занимается онанизмом? Под онанизмом (мастурбацией) понимают искусственное раздражение половых органов (вне полового акта) с целью вызвать сладострастное ощущение. Сексуальное самоудовлетворение — так еще иногда называют эту вредную привычку. Онанизмом могут заниматься как мальчики, так и девочки.

Прежде всего, необходимо избрать правильную линию поведения. Ругать и наказывать ребенка в этом случае совершенно бессмысленно и даже вредно. Необходимо проанализировать ситуацию. Причин, способствующих развитию попыток к онанизму, в детском возрасте может быть несколько. Во-первых, наличие глистов (остриц) или воспалительных кожных заболеваний, вызывающих кожный зуд. Желание освободиться от него путем расчесывания, приводит к вредной привычке постоянно притрагиваться к половым органам. В дальнейшем, пока еще неосознанно, у детей при расчесывании кожи наружных половых органов появляется сладострастное ощущение. В этих случаях лучше обратиться к врачу.

Особого внимания требуют гигиеническое содержание ребенка и режим его жизни. Не надо одевать ребенка в слишком тесную, сдавливающую или трущую промежность одежду; плохо, если кожа ребенка грязная, если грязным и неопрятным оказывается нижнее и постельное белье. Грязь раздражает кожу, ребенок почесывается, и это может перерасти в привычку. Ночная одежда должна быть свободной и легкой. Это особенно касается мальчиков, которым нередко, стремясь избежать раздражения гениталий, одевают тесные трусики, добиваясь при этом прямо противоположного эффекта. Ребенок должен спать отдельно, в своей постели. Нахождение его в одной постели с братьями или сестрами, особенно со взрослыми, может способствовать раннему появлению полового чувства. Привычка залеживаться в слишком мягкой и теплой постели по утрам и вечерам плохо сказывается на формировании ребенка. Шумные, бурные игры перед сном, просмотр эмоционально заряженных, а тем более «взрослых» телепередач возбуждают ребенка, и он может, в попытках заснуть, искать успокоения и удовлетворения в ощущениях от собственного тела (сосать палец, трогать гениталии и т. д.).

Раздражение может возникнуть и из-за того, что ребенка кормят на ночь слишком обильно, дают острую или соленую пищу, которая вызывает жажду, а потом обильно поят. К утру или ночью, в связи с переполнением мочевого пузыря и кишечника, может произойти раздражение половых органов. Поэтому нужно приучить ребенка ложиться спать в определенное время, добиваясь, чтобы он быстро засыпал. Хорошо, если малыш спит на боку, а не на животе, так как это может создавать условия для раздражения половых органов. Нужно стремиться к тому, чтобы руки ребенка находились поверх одеяла, чтобы он не накрывался одеялом с головой. Постель ребенка должна быть чистой и в меру жесткой.

Таким образом, о предупреждении онанизма у ребенка родителям надо беспокоиться не тогда, когда он стал уже подростком, а гораздо раньше, когда он, как говорят, «от горшка два вершка».

Половое воспитание дошкольников.

(сообщение из опыта работы воспитателя Чикуровой Т.И.)

Основы полового воспитания, как часть системы нравственного воспитания, закладываются в семье. От того, как оно было поставлено, часто зависит очень многое в формировании личности ребенка.

В половом воспитании дошкольника в семье существенным является буквально все. Важен уход за ребенком. Значительную роль играет и климат семейной жизни, вся эмоциональная сфера, в которой растет ребенок. Царят тли в доме мир и согласие, или отношения между членами недоброжелательные. Относятся ли к ребенку тепло, с любовью, лаской, заботой, или же напротив, на него смотрят как на обузу. Проявляют ли родители живой интерес к миру маленького человека или они равнодушны к нему и отмахиваются от его вопросов и рассказов, как утомительных и назойливых…

Именно в семье, в отношениях с родителями, ребенок впервые получает образцы переживания, отзывчивости и взаимопомощи. Нежность и любовь нужны ребенку для того, чтобы став взрослым, он смог передать своим детям эстафету доброты, ласки и заботы. Ссоры родителей обременяют ребенка отрицательными переживаниями. Если у него нет ощущения семейного очага, нет четких привязанностей, то как он потом будет создавать семью, каким будет отцом или матерью?

Едва достигнув трехлетнего возраста, малыши начинают обращаться к нам со своими бесчисленными «почему?». Мир открывает перед нами каждый день, каждый час множество чудес, и дети хотят немедленно все знать, во всем разобраться. Своими неожиданными вопросами они часто ставят взрослых в тупик. Можно сказать, то и для родителей в эту пору начинается период педагогических « почему?» и «как?». И, пожалуй, ничто не приводит взрослых в такое замешательство, как вопросы вроде «откуда берутся дети?» А вопрос этот возникает неизбежно, «потому что ребенок видит приготовления в семье к появлению братика или сестренки и, наконец, встречает новорожденного дома, он слышит разговоры о том, что у знакомых или у соседей родился ребенок. Да и безотносительно к рождению других детей малыш, несомненно, будет пытаться решить первую в его жизни философскую проблему в процессе осознания своего собственного «Я» - как он проявился. Ребенок делает важное для себя открытие, когда понимает: «Я мальчик» или «Я девочка». Родители часто интуитивно, испокон веков развивали у ребенка представление о принадлежности к своему полу, поощряя при этом в мальчике – мужские, а в девочке – женские черты характера. Например мальчику внушают: «Ты будешь мужчиной, солдатом, а солдаты не плачут». А девочке говорят: «Ах, какие красивые у тебя бантики!» И это совершенно правильно. Воспитание в мальчике мужественности, а в девочке женственности нужно прививать с малых лет. Не следует забывать, что будущий человек формируется в детстве и именно в этом периоде возможно наилучшее и наиболее воздействие на него, необходимо то, что мы называем половым воспитанием. Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Причем этот вопрос для него столь же важен, как и все другие: «Почему трава зеленая? Как летает птица? Откуда снег?» И так же невинен. Обычно это происходит в 3 – 4 года. Вопрос ребенка должен быть встречен родителями совершенно спокойно. Поверьте, что малыш отнюдь не ждет от вас подробных разъяснений. Чем спокойней будет тон ответа, тем меньше вероятность зафиксировать внимание ребенка. Нужно сделать так, чтобы вопрос принял в его сознании свой естественный вид и не вызывал мыслей о чем-то запрещенном, стыдливом.

Мать должна просто, в доступной форме рассказать малышу, что он находится у нее в животе, а потом, когда подрос и ему там стало тесно, вышел наружу. Говорить надо только правду. Ребенок не глупее нас, он просто менее опытен и может решать серьезные вопросы, но на уровне своего соответствующего опыту понимания. Поэтому напрасно скрывать от ребенка то, что в ближайшем будущем должен узнать. Уводящие в сторону ответы, сказки про аиста, капусту, магазин и т. д. удовлетворяют любопытство ненадолго и рано или поздно будут разоблачены. Грубый ответ в этом случае не только гасит пытливость детского ума, но и разрушает взаимопонимание между взрослыми и малышом, уменьшает его доверие к взрослому. Ведь ребенок задает эти вопросы не от того, что уже аморален и думает о недозволенном. Он хочет знать все об устройстве мира и имеет право задать подобный вопрос. Поэтому не надо уклоняться от ответов и очень важно поддерживать доверительное отношение к вам ребенка. Однако любопытство малыша следует удовлетворять на его уровне.

Если ребенок не задает вам таких вопросов, это вовсе не значит, что подобные вещи его совершенно не интересуют. Скорее всего, он уже получил достаточную информацию на стороне или понял, что тема эта запретная и спрашивать ничего нельзя. И в том, и в другом случае родителям следует быть внимательными, а когда найдется повод для разговора на эту тему, начать его самим. Таким образом, можно установить нужный контакт с ребенком, и появится надежда, что в дальнейшем он уже будет приходить с расспросами к вам. К тому же можно понять, что именно малыш уже знает, выяснить источники и, в некоторых случаях, предохранить его от дурного влияния.

В дошкольных учреждениях, где открытые детские туалеты и ребята обоих полов видят друг друга обнаженными у детей, как правило, нет интереса к различиям в строении их тел. Поэтому сексологи даже рекомендуют разрешать детям пользоваться совместным туалетом, мыть разнополых детей вместе. Причем лучше всего начинать это с самого раннего детства. В проблеме полового воспитания главное значение имеют не какие-то частные приемы и готовые фразы, а весь фон воспитательной работы с ребенком в семье, детском саду.

Вот что говорил по этому поводу А.С Макаренко:»Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям, интересам, мы тем самым воспитываем его в половом отношении». Таким образом, речь идет в первую очередь о нравственном воспитании в широком смысле слова. Ребенок не должен расти эгоистом, всеобщем баловнем, которому все и всегда позволено. Важно привить ему умение поступиться своими интересами ради других людей – взрослых и маленьких, необходимо воспитать мальчика в духе рыцарского уважения и вежливости по отношению к девочкам. Не касаясь при этом вовсе вопроса пола, а основывая свои советы и требования на том, что он мальчик, сильнее своих сверстниц и должен всегда и во всем им помогать.

Дети должны жить по твердо установленному режиму дня. Аккуратно соблюдаемый распорядок сна и бодрствования, игр и приема пищи имеет большое значение для правильного развития вообще и для полового воспитания в частности. Ребенок, привыкший засыпать в одно и тоже время, будет ложиться в постель для того, чтобы тут же уснуть, а не предаваться всякого рода фантазиям и грезам. Еще важнее, чтобы он не залеживался в постели утром. Кстати сказать, постель не должна быть слишком мягкой и теплой. Полезно привить ребенку привычку спать, положив руки поверх одеяла, лежа на спине или на правом боку. Необходимо избегать каких бы то ни было раздражающих и возбуждающих воздействий на половые органы. Прежде всего, ребенка нужно ежедневно купать. Соблюдая все эти несложные правила можно избежать раннего, преждевременно появления у детей половой возбудимости, которая может привести к тому, что ребенок будет стремиться повторить, воспроизвести понравившиеся ощущения и пристрастия к искусственному возбуждению половых органов. По той же причине следует немедленно обращаться к врачу в случае, если у ребенка появится зуд в области половых органов, вызванный кожным заболеванием или же глистами – острицами.

Питание ребенка должно быть умеренным. Надо избегать обильной горячей пищи перед сном. Ни в коем случае нельзя давать крепкий чай, отказаться от натурального кофе. Совершенно излишни в рационе ребенка возбуждающие специи – перец, корица, цикорий и т. п. Необходимо следить за тем, чтобы дети своевременно опорожняли кишечник и мочевой пузырь, а не приплясывали при позывах к мочеиспусканию, будучи не в силах оторваться от увлекательной игры. У девочки привычка не опорожнять своевременно мочевой пузырь и кишечник может стать одной из причин возникновения смещений матки. Если ребенок по долгу засиживается на горшке, с этим также следует бороться, предварительно обратившись к врачу. Возможно малыш страдает запорами, и врач посоветует, какие меры необходимо принять в таком случае. Желательно, чтобы дети старше трех лет, если позволяют условия, спали в отдельной комнате. Постель должна быть индивидуальная. Бурные ласки, поцелуи, шутливые пошлепывания, щекотание - все это совершенно не нужно ребенку, а скорее даже вредно. В.М. Бехтерев подчеркивал, что в этих случаях в результате раздражений частей тела, связанных с сексуальной сферой, у ребенка возникает половое возбуждение. Таким образом, создаются условия к появлению у него к ранней сексуальности, а иногда упорного стремления к самоудовлетворению едва пробудившегося полового чувства. Совершенно ясно также и то, что всякие неровности в поведении взрослых по отношению к малышу – будь то чрезмерная ласка или излишняя строгость – создают ненужные перегрузки для его еще хрупкой нервной системы, способствуют возникновению неуравновешенности и капризности.

Огромную роль в половом воспитании играет весь комплекс мероприятий по улучшению общего физического развития ребенка – гимнастические упражнения, закаливание, воздушные и солнечные ванны. Немалое значение имеет борьба с детским рахитом и его предупреждение. Особую опасность это заболевание представляет для девочек. Правильный режим жизни и питания ребенка, употребление витамина «Д», умеренное, но достаточное ультрафиолетовое облучение – надежная гарантия от рахита. Половой инстинкт, как и все инстинкты, является наследственным, врожденным. Однако природа мудро позаботилась о том, чтобы инстинкт этот до определенного возраста оставался скрытым, необнаруженным в отличии от других инстинктов (пищевого оборонительного, ориентированного), ранее проявление которых является жизненно необходимым. Мера по предупреждению половых возбуждений – соблюдение ряда гигиенических правил.

Довольно распространенной ошибкой, которую допускают взрослые в половом воспитании, является незаметное для них самих культивирование антагонизма между мальчиками и девочками. «Чего ты разревелся, как девчонка!» «Так вести себя стыдно. Ты же мальчишка!»- такие и подобные фразы нередко приходится слышать от родителей и воспитателей. Тем самым у детей формируется понятие о превосходстве одного пола над другим. Ведь и без того малышам присущ некоторый антагонизм. Правда, антагонизм этот в основном напускной, показной. Мальчик дергает девочку за косичку, к которой испытывает смутное, непонятное тяготение, старается досадить ей по мелочам, стремясь обратить на себя ее внимание - .это «болезнь роста», проявление процесса осознания своего пола. Это результат первых сопоставлений, которые по каким- то скрытым психологическим закономерностям на определенном этапе приводят уже к противопоставлению. Мы, взрослые, не должны усиливать такого рода душевные контрасты в своих воспитанниках. Это чревато в дальнейшем неуважительным и даже грубым отношением между юношами и девушками. Нужно стремится в работе с детьми не противопоставлению мальчиков и девочек, а к развитию между ними здоровых, дружеских отношений, к воспитанию с ранних лет чувства мужского благородства у мальчиков и разумного чувства собственного достоинства у девочек. Достаточно подчеркнуть то, что мальчик сильнее физически, а поэтому он призван всегда помогать девочке в выполнении трудной работы, уступать место, пропускать ее вперед, входя в дверь, подать руку выходя из автобуса и т.п.

Очень важный фактор в половом воспитании – личный пример родителей (например их отношениях их друг к другу и ко всем членам семьи). Дети подмечают и чувствуют тончайшие ньюансы в поступках старших, в их высказываниях, в их настроении. Взрослея ребенок обнаруживает все большую склонность анализировать поведение родителей. И хотя этот анализ подчас наивен и поверхностен, тем не менее, он свидетельствует об острой наблюдательности ребенка. В случаях когда дети становятся случайными и постоянными свидетелями внимания, взаимной заботы и теплоты родителей друг к другу, это может только благотворно сказаться на психическом развитии дошкольников, создает хорошую почву для воспитательной работы. Но ни в коем случае даже маленькие дети не должны становиться очевидцами интимной стороны жизни супругов. Необходимо предостеречь родителей от заблуждения, будто дети «все равно ничего не поймут и ничем таким не интересуются».

Многие, наоборот, впадают в другую крайность – создают вокруг ребенка стерильную среду, этакое безвоздушное пространство, в котором объявлены крамолой такие слова, как «жених», «муж и жена», «роды» и т.п. здесь мы встречаемся с стремлением уйти от объяснения этих понятий сыну или дочери, с попыткой оттянуть до определенного срок взросление дитяти, перенести всю ответственность и все тяготы полового воспитания в школу. В такой семье пожалуй, и «Сказку о царе Салтане» сочтут за безнравственную и не детскую книжку. Ханжество и лицемерие не совместимы с понятиями нравственности и чистоты. Мы должны стремиться к естественности и простоте в обращении с детьми, во всем стиле воспитательной работы. Пусть мать отец, работник детского сада, не превращаются в подружку или в приятеля, а станут для ребенка настоящими, умными, искренними друзьями, то может только помочь в деле полового воспитания.

Еще раз хочется напомнить, что начинать его нужно с младенчества. Иначе оно по существу оказывается уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные в свое время. Правильно поставленное половое воспитание помогает решению и преодолению многих вопросов и проблем, встающих перед ребенком, способствуя в итоге формированию цельной, гармонической личности.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

(2012/13 УЧЕБНЫЙ ГОД)

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования»

Дальнереченского городского округа,

Приморский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 12»

Дальнереченского городского округа

(МБДОУ«ЦРР-детский сад № 12»),

(692136, Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Театральная д.16)

Номинация конкурса : «Организация воспитательного процесса»

Учебно-практическое пособие на тему:

«Социально-половое воспитание в детском саду»

Семинар

«Социально-половое воспитание в детском саду»

Цель: познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.
План проведения семинара:

1. Гендерное воспитание в детском саду.

2. Мальчики и девочки.

3. Роль игры в жизни дошкольника. Игрушки для девочек и мальчиков.

5. Практическая часть.
Ход семинара:
1. Гендерное воспитание в детском саду
Биологический и социальный пол - гендер.

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?

(Варианты ответов слушателей.)

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Приведите примеры генетического, физиологического и анатомического различия мужчин и женщин.

(Варианты, ответов слушателей.)
Что вы можете сказать о социальных ролях мужчин и женщин?

(Варианты ответов слушателей.)

Мужчина и женщина - как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание - источник конфликта.

Различие между полами будоражило умы человечества. Например, в XVII в. в Европе считали, что женский организм являет собой недоразвитый вариант мужского. Основа такого понимания строилась на социальных ролях, которые исполняли в обществе в то время мужчина и женщина. Если вспомнить историю XVII в., станет ясно, что роль женщины в то время сводилась к воспроизведению рода и сексуальному удовлетворению мужчины. Женщина большую часть времени находилась в доме родителей или мужа, изредка появляясь на балах.

В эпоху Возрождения европейцы изменили свой взгляд и стали считать, что мужчина и женщина - полярные по своей природе организмы. Социальные различия между мужчиной и женщиной определялись различием их биологического статуса.

В основу разделения человечества на два противоположных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека. Эти уровни:

Генетический пол (набор генов);

Гонадный пол (железы внутренней секреции);


  • морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

  • церебральный пол (дифференциация пола под влиянием тестостерона).
Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Есть в нашей речи и такие выражения: «Не баба, а мужик в юбке» или: «Штаны носит, а ведет себя как женщина». Это говорит о том, что существует социокультурные аспекты в различении мужского и женского. Можно привести пример социокультурного различия пола в европейской культуре и африканской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке во многих племенах - это привилегия мужчин. Еще пример: юбки в Шотландии - это национальная одежда мужчин, а юбки в европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.

Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом. Американские ученые провели исследования изменений женщин с XIX до XXI в. Вот какие они сделали выводы.

На смену женской фигуре, называемой «песочные часы» (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра), как у Мэрилин Монро, пришла фигура наших современниц - прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщин напоминает треугольник -- чисто мужской вариант. Ученые отметили, что у некоторых женщин наблюдается огрубение голоса и полысение головы. Установлено, что у таких женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны.

Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятием пола и тендера.

Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер - социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии людей.

«Генетические, эндокринные и церебральные факторы определяют не только психологические различия между мужчиной и женщиной, а уровень психической и двигательной активности* (Д.В. Воронцов). Это двигательная активность и активность психических процессов внутри организма. А общество всегда определяет средства и границы проявления активности. В любом обществе существуют свои критерии: что можно и что нельзя. В обществе существует культура, которая усваивается его членами. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин - своеобразные правила этикета. Именно культура является системообразующим признаком поведения, которое называет мужским или женским.

Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т.е. ее поведение напоминает мужское - курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол - мужской.

И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

Начиная с 1970 г. ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека - биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?

С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается гендерная социализация -- процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Родился ребенок. Если его запеленать, то мама, не зная, кто у нее родился, не сможет сказать, перед ней мальчик или девочка. Но биотоки мозга уже различаются у новорожденных по частоте импульсов. А пока и новорожденным все равно, кто они по полу. Ребенок только после трех лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до трех лет мальчик может сказать: «Я пошла» и «Я пошел».

Ребенок начинает с рождения познавать окружающий мир. Придя в детский сад, ребенок познает подобных себе так, как он делал это с игрушками дома. Он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, может обнять, когда другой плачет. Идет процесс познания. Ребенок начинает понимать, что он отличается от других.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

Из истории раздельного обучения

В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков, так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. Детей отдавали в гимназии по полу с 9 лет, после того, как вырастут зубы, сменяющие молочные. Программы для обучения тоже соответственно были разные. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны были в дальнейшем служить обществу.

В XX в. в Европе стали создавать учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Их примеру последовал и Санкт-Петербург. В 1908 г. были открыты первые коммерческие училища с совместным обучением юношей и девушек. После революции эта практика продолжалась. Совместное обучение считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует формированию дружбы между противоположными полами. Был сделан вывод:

Совместное обучение подчеркивает равенство полов;

Создает базу для межличностных контактов и совместного труда.

В 1943 г. практика раздельного обучения была вновь восстановлена в связи с июльским постановлением СНК. Согласно этому постановлению внедрялись разные модели социализации в зависимости от пола, так как после окончания школы мальчики уходили на фронт.

Стоит напомнить о той политике, которую проводило государство в отношении мужчин и женщин. А политика демонстрировала возвращение к традиционной модели семьи и воспитания, при котором мать - главная фигура, отвечающая за весь уклад семейной жизни и воспитание детей. Отцу отводилась второстепенная роль. Главное предназначение отца - служить Отечеству.

Эта политика нашла отражение и в раздельном обучении мальчиков и девочек. Образ матери, как господствующий в семейном воспитании, - был основным в женском образовании. В мужском образовании господствовал образ мужчины - защитника Отечества. Кроме этого, и те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родины.

Либеральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались.

В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначение. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено.

Раздельное обучение в советских школах привело к тому, что женский интеллект не получил должного развития из-за политики государства, И девушки оказались невостребованными государством, где правят мужчины.

Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организм устроен по-разному. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т.е., феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.

Большой недостаток наших школ в том, что там преподают почти одни женщины. И это тоже отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Женщины-учителя при объяснении нового материала все «разжевывают» в силу своих женских особенностей, а перед мальчиками надо ставить проблему поиска, поэтому им лучше материал «недообъяснить». Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Для них надо чаще делать физминутки. В смешанной школе по коридору во время перемены страшно идти: кругом бегущие мальчики разного возраста. Это отдых организма мальчиков после 45 минут сидения без активных движений. И каждое родительское собрание в школе начинается со слов классного руководителя: «Уважаемые родители! Не могут себя вести на переменах ваши дети. Они скоро будут сбивать с ног даже учителей». И, действительно, будут, если не учитывать особенности организма мальчиков и девочек.

В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Когда наши дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И опять мальчики не укладывались в норму. Снова на собраниях отчитывали родителей мальчиков, что не уделяем им внимания. Интересно, кто ввел нормы на технику чтения в школах, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям не известно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина - 7. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина». «Золотая середина» - это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный подход с учетом половых признаков. Попробуем построить такую модель. Итак, с чего же мы начнем?

Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий.

Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема эта сложная и неоднозначная, но надеюсь, что эти материалы помогут родителям найти ответы хотя бы на часть детских вопросов .

Мама, а как ты узнала, что у меня должен быть именно мой папа?

А когда у кошки рождаются котята, то у нее тоже есть котик-человек?

А у кошек и собак тоже бывает любовь?

А папа может родить?

Эти и похожие «неудобные» вопросы маленький ребенок может поставить людям, к которым он чувствует доверие, в любой неподходящий момент, даже без очевидного повода. Это может произойти на многолюдной улице или в переполненном общественном транспорте.

Отношение родителей к половому воспитанию дошкольников.

Переоценка в педагогике многих норм, которые ранее казались незыблемыми, затронула и эту деликатную проблему. Сегодня приходит осознание, что половое воспитание дошкольников необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Задавая специалистам вопрос на данную тему: «Надо ли разговаривать с детьми на «взрослые темы»? Кому, когда и как? Можно получить такой ответ: «Разговаривать с ребенком на «взрослые темы» следует только в том случае, если это его действительно интересует и он не может самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Проявлять же инициативу и самим начинать говорить с ребенком на эти темы - огромная ошибка. Все надо делать вовремя!

Когда ребенок обращается к родителям с вопросами на половые темы, уклоняться от ответа не стоит. Важно найти слова, которые открыли бы ребенку эту сторону жизни, доступно рассказать о серьезных и очень важных вопросах взаимоотношений людей. От того, насколько удачными будут эти первые объяснения, будет зависеть дальнейшее мировосприятие ребенка, этот вывод совпадает с позицией отчественных психологов А. Зуськовой и Н. Смирнова. Они считают: «Если родители не боятся любых детских вопросов, всегда находят правдивый ответ, делают это в доступной для ребенка форме, не унижая его достоинства, они могут рассчитывать на постоянный контакт с малышом и на то, что те примут их советы и помощь».

Что интересует малышей?

Специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте интерес ребенка непременно сосредотачивается на проблемах пола. Детские вопросы можно классифицировать следующим образом:

Ребенка 2-3 лет интересует собственное тело, половые органы, он выясняет признаки различия между мужчиной и женщиной;

3-4-летний малыш хотел бы узнать, откуда берутся дети, кто их приносит, откуда взялся он сам;

В 5-6 лет в центре внимания ребенка вопрос, как дети попадают в мамин живот, как они оттуда выходят и как растут и развиваются;

В 6-7 лет центр внимания смещается на роль отца в рождении детей; на то, почему дети бывают похожими на своих родителей.

Такая любознательность обусловлена тем, что дошкольник не только наблюдает события - он хочет понять их сущность. Ему интересно узнать, что вокруг происходит и почему именно так, а не иначе. Ребенка все волнует, на все он стремится получить ответ. Поэтому и беспокоит взрослых бесконечными вопросами: «Откуда я взялся?», «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», «Как я появился на свет?» И т.п. Прав Януш Корчак, известный польский педагог, утверждая: «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Поэтому нам так трудно найти общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними».

class="eliadunit">

К сожалению, в литературе для родителей половые темы стыдливо обходят.

Коммуникация взрослого с дошкольником на половые темы

Вне всякого сомнения, дошкольники должны получать ответы на свои вопросы вообще и в частности по половой тематике в интимной, доверительной беседе с ближайшими родственниками: матерью или отцом, бабушкой или дедушкой. Так оно и бывает в большинстве морально здоровых семей, где отношения между детьми и взрослыми строятся на взаимной любви, духовном единстве поколений, где понимают, что любые вопросы ребенка продиктованы стремлением понять непонятное, неизведанное. Родители там не унижают сына или дочь подозрениями в болезненном интересе и распущенности, и не смущаются «пикантностью» темы, а интеллигентно и доходчиво помогают ребенку понять разные стороны жизни. Однако, к сожалению, не во всех семьях царит атмосфера любви, согласия и взаимопонимания. Не все родители имеют и соответствующее образование или желание приобрести нужные знания.

Поэтому на вопрос полового характера дети часто слышат от взрослых ответ: «Еще мал, вырастешь - узнаешь!», который не только не гасит детский интерес к этой теме, а, наоборот, становится определенным катализатором, подогревая ее. Ведь недосягаемое, таинственное почти всегда усиливает интерес. Популярная среди старших поколений версия о «капусте и аисте» полностью себя дискредитировала. Представьте, что почувствует ребенок, узнав правду. Оказывается, взрослые его обманули, и попробуйте доказать потом, что это - единственная озвученная тобой неправда. А ответа: «отстань», «не мешай мне со своими дурацкими вопросами», «я занят, потом», «будешь спрашивать глупости, накажу» вызывают только отчуждение ребенка от взрослого, приводят к потере детского доверия.

Атмосфера готовности ответить на все без исключения вопросы ребенка, умение тактично объяснить самые сложные из них - важное условие эффективного общения с дошкольником. Зато антипедагогические попытки обходить острые углы, руководствуясь соображением: «Нам этого не рассказывали», «Придет время, и сами узнают» и т.п., к сожалению, часто наносят вред. Придет время... А если оно придет слишком поздно и испортит ребенку жизнь? А если узнает в циничной форме?

Врач, публицист Владимир Леви считает, что «святой ложью» в половых сообщениях взрослые могут психически покалечить ребенка, и приводит пример, когда родители, стремясь защитить «детскую чистоту», придумали для своего сына сказку о том, что «в лесу бывают такие цветочки, прекрасные, из которых вырастают маленькие человечки», в которую парень верил до 12 лет и при этом горячо любил родителей. К тому моменту, пока соседский парень в грубой форме не «просветил» его по этому вопросу. И вот печальный результат - психическое расстройство у ребенка и отчуждение от родных.

Чтобы знания, которые касаются пола, не обрастали «уличными комментариями», важно создать атмосферу доверия. Взрослые должны быть готовы к вопросам на половые темы от детей. Вспомним Оскара Уайльда: «Неприличных вопросов не существует - существуют неприличные ответы». Ведь дошкольнику не нужны конкретные рассказы о физической и эмоциональной стороне половых взаимоотношений. Кстати, ребенок об этом и не спрашивает. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания.

Например, Рудольф Нойберт в книге «Что я скажу своему ребенку» пишет, что на вопрос «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», Следует ответить сыну, что он родился таким, как папа, а дочь - как мама. Если малыш спрашивает: «Где берутся дети?» - Следует ответить: «Дети появляются и живут в теле матери». На вопрос «Как я вырос?» - Ответить: «Из крошечного зернышка, которое всегда было в животе у мамы». В случае, когда малыш спрашивает: «Как рождаются дети?», Можно использовать такую ​​ возможную форму ответа: «Из специального отверстия, которое при рождении становится большим».

Конечно, процесс удовлетворения детской заинтересованности очень индивидуален. Одному ребенку достаточно поверхностной информации, а другой, того же возраста, не успокоится, пока не получит более подробный ответ на свой вопрос. Все зависит от его уровня развития и воспитанности, того, что именно и как спросил ребенок, был этот вопрос случайным или возник как результат навязчивого, неотступного интереса. Естественное поведение взрослых, обычный тон разговора - одно из самых легких и одновременно самых сложных условий общения с ребенком при этом. Часто бывает, что взрослый, услышав вопрос ребенка, теряется, смущается. А дети - тонкие психологи: они сразу чувствуют неуверенность или неадекватность поведения взрослого. Глубокий вздох, длинная пауза, озадаченность или подчеркнутая многозначность вроде «Как хорошо, что ты наконец об этом спросил!» дают ребенку основание для вывода, что в этой теме есть что-то необычное, недозволенное. С этого момента здоровый познавательный интерес превращается в предвзятую любознательность: ребенка теперь будет интересовать не сам факт появления младенца, а почему взрослые так странно сникают, говоря об этом.

Если же до четырех-пяти лет ребенок не обращается к близким родственникам с вопросами на половую тему, то это не значит, что такие мысли даже не приходят ей в голову. Дело в том, что хотели того взрослые или так получилось случайно, но у ребенка могло сложиться впечатление, что эта тема запрещена. Возможно, когда он впервые проявила интерес к «деликатной» проблеме, панический крик матери «Чего это ты вдруг спрашиваешь о ТАКОМ?» навсегда отбил у малыша желание быть откровенным с ней и подтолкнул к мысли о недопустимости обсуждения с родителями этой темы вообще. В таком случае ребенок может надеяться получить необходимую ему информацию от воспитателя. Он может поставить косвенный вопрос или только намекнуть или пошутить на эту тему, чтобы проверить его реакцию.

Половое воспитание - дело обыденное

Авторы научно-публицистических очерков, посвященных проблемам воспитания детей в семье, Г. Медведев и А. Надъярный считают, что «с большим успехом проблема половой грамотности решается тогда, когда постепенно, систематически, незаметно для себя дети получают необходимые знания по вопросам пола и размножения, рассеянные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом бесполого материала».

Например, если дома или в детском саду есть животные, за которыми дети ухаживают и наблюдают, у них появляется возможность естественно ознакомиться со всеми сторонами их жизни: кормлением, спариванием, рождением малышей и их вскармливанием. Правдивая информация в ответ на детские вопросы и объяснения взрослым этих процессов формируют в малышей понимание того, что в животном и растительном мире существует закон продолжения рода, которому подчиняется все живое. Это единственно правильная и относительно безопасная система полового воспитания, которая помогает избежать и ханжеских умолчаний, и в какой-то степени отвлекает необходимость специальных, можно сказать, опасных бесед на подобные темы. Воображение ребенка искажает не объективный правдивый рассказ, а неосведомленность, что создает информационный вакуум и почву для домыслов.

В последнее время появилось много литературы, назначение которой - познакомить малышей с вопросами рождения детей. Взрослые должны осмотрительно и вдумчиво подходить к выбору таких книг. Вне всякого сомнения, проще купить специальную энциклопедию и молча вручить ее малышу для самостоятельного изучения. Что, собственно, и делает большинство мам и пап. Однако некоторые издания излишне информативны, а трехлетнему малышу много вещей действительно еще рано знать. Кроме того, сам по себе этот вопрос деликатный и очень важно, и о нем, пусть даже с помощью иллюстраций, поведают близкие люди. Ведь картинки в книжке не передадут ощущение любви, не раскроют смысла зарождения человеческой жизни. Поэтому не стоит оставлять ребенка наедине с такой книгой. Лучше рассмотреть, почитать ее вместе. Беседа по содержанию таких изданий требует от взрослых большого такта и умения, чтобы не привнести в половую реляцию чего-то «особенного», «постыдного», чтобы не перейти тонкую грань между необходимым и излишним.

Именно в дошкольном возрасте ребенок должен получить иммунитет от скабрезности и циничности при общении на половые темы, научиться в будущем самостоятельно, из литературных источников черпать необходимые каждому человеку знания.

Rating: (0 Rating)

Пожалуйста, посоветуйте что делать? Мой сын ходит в обычный детский сад. Недавно он нам с мужем рассказал шокирующие вещи! В их группе есть один мальчик, мой сын рассказал нам, что этот мальчик «ставит всем в группе уколы». На наш вопрос - как? Он нам сказал, что он пихает пальчик детям в попу, также он постоянно показывает в туалете свои половые органы и попу. Я стала выяснять у воспитателей в чем дело. На что они пояснили, что было такое, на вопрос зачем он так делает, мальчик ответил, так ему делают мама и папа, тоже самое они делают друг другу. Также воспитатель рассказала, что этот ребенок показал «чем занимаются его родители» причем на другом мальчике, завалив его на пол. Этот ребенок на протяжении всего времени в саду ведет себя плохо, не слушается, обижает всех детей. На замечания воспитателей он отвечает - «молчи женщина, придут мои родители и тебе будет хана» и т.п.

При разговоре воспитателя с отцом этого мальчика, отец заявил, что он мальчик и должен себя так вести. Наши воспитатели бьются как могут, пытаются заложить в этого мальчика что-то хорошее, но в этом совсем нет смысла, так как дома все это рушат родители. Я просто боюсь за своего сына!

Подскажите, что делать? Куда обратиться, но так чтобы не пострадали наши воспитатели?!

Надежда.

Ответ: Здравствуйте! С проблемой, о которой Вы пишете, сталкиваются многие родители. Но не все готовы об этом говорить. А говорить необходимо! Каждый ребенок в определенном возрасте проходит необходимый этап развития, в котором маленький человечек начинает проявлять интерес к вопросам пола: «есть мальчики и девочки», «чем мальчики отличаются от девочек», «как появляются дети». Это период начального этапа психосексуального развития малыша, в котором закладываются очень важные основы полового развития и половой культуры личности. От полового воспитания дошкольника зависит будущее благополучие.

Эти вопросы заслуживают особого внимания в процессе воспитания любого ребенка. И поэтому вопросы полового воспитания родители должны взять в свои руки (как бы не было тяжело вам начинать этот разговор и, конечно, все разговоры в соответствии с возрастом ребенка). Если ребенок начинает сам задавать такие неожиданные вопросы, то не теряйтесь, не делайте вид, что это страшные и неприличные вопросы. Ваша реакция, с одной стороны, напугает малыша, с другой стороны, озадачит, и все вместе приведет к тому, что он у Вас больше спрашивать не будет. И если ответов от Вас он не получит, он их будет искать в другом месте (минуя Вас). И искать он их будет с особым интересом, вспоминая Вашу реакцию. Конечно, можно отдать ребенка на половое «воспитание» интернету, двору, «коллегам» по садику, но в данном случае есть большой риск искалечить психику малыша и в будущем получить деформированную личность.

В случае же, если Вы спокойно, не выдавая особую необычную реакцию, расскажите ребенку (в соответствии с его возрастом), чем мальчики отличаются от девочек или прочитаете книжку, в которой в доступной форме рассказаны данные вопросы, то ребенок удовлетворит свое любопытство, и до определенного возраста не будет интересоваться данной темой. Для маленького ребенка не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто точно и спокойно ответить на его вопросы. По мере того, как ребенок будет становиться старше, на те же самые вопросы вам надо будет отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую вы ему уже дали. Помните, что в процессе таких воспитательных моментов Вы закладываете основы личности ребенка, его половой культуры, формируете в ребенке здоровую, устойчивую психику. Цель воспитания – сформировать личность, которая сможет благополучно и устойчиво взаимодействовать и выстраивать свою жизнь самостоятельно во взрослом мире. Закладывая в ребенке правильные основы психосексуального развития, мы с вами и растим здорового (в физическом и психологическом планах) человечка. Если в семье ребенок получает все необходимое, то выйдя за пределы дома (во двор, в детский сад, в интернет и. д.) наш малыш сможет самостоятельно устоять от негативного информационного воздействия (у него будут хорошие детские интересы и соответствующее хорошее окружение друзей).

Мы, как родители, очень беспокоимся за своего ребенка и желаем ему только добрых и приятных ситуаций. Но жизнь, как правило, преподносит свои уроки. И мы понимаем, что не сможем постоянно контролировать с кем, как и на какие темы общается наш малыш, не сможем держать его дома или постоянно менять детский сад, класс, друзей (конечно если речь не идет о психическом или физическом здоровье малыша – если здоровью и жизни малыша угрожает опасность, то, не медлить и защищать). Но мы можем помочь нашему малышу стать сильным и самостоятельным — говорить и обсуждать дома все вопросы, которые интересуют ребенка; уделять ему внимание и любить его, поддерживая дома благоприятную и открытую обстановку.

Касаясь данной темы, нельзя не сказать о неблагоприятных (тяжелых) ситуациях, которые могут случиться с ребенком. Я говорю о сексуальном насилии. Это сложная психотравмирующая ситуация, последствия которой могут быть очень глубокими и длительными. Формы сексуального насилия над маленьким ребенком могут быть различными, от демонстрации ребенку половых органов до самого насилия. Наблюдение ребенком полового акта взрослых тоже может стать травмирующей ситуацией. Особенность поведения маленьких детей в таких ситуациях заключается в том, что они долго молчат об этом. Опасаясь гнева взрослых, испытывая сильный страх, малыши на протяжении долгого времени могут подвергаться насилию и не рассказывать никому.

Если ваш ребенок рассказал вам о таком факте, не ругайте его ни в коем случае, выясняйте как можно больше подробностей и обращайтесь за помощью в правоохранительные органы, к специалистам (врачи, психологи).

Если ваш ребенок рассказывает о необычном поведении «другого мальчика» (другой мальчик показывает свои половые органы, имитирует половой акт), вам обязательно нужно спокойно поговорить с вашим ребенком, понаблюдать за поведением и эмоциональным состоянием вашего сына или дочки. Если малыш спокойно выслушивает вас, получает ответы на интересующие его вопросы, и в его поведении вы не отмечаете изменений, то, возможно, на сегодня ситуацию вы благополучно «закрыли». Если же вы наблюдаете изменения в поведении ребенка, он тревожен, нарушается сон, появляются страхи, он замкнулся и не общается с вами, то «бейте тревогу». Обратитесь к психологу, к социальному работнику в детском саду, говорите с воспитателями. С семьей «другого мальчика» должны обязательно побеседовать специалисты.

Если вы у своего ребенка замечаете странное поведение: чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания, поразительные для возраста знания о сексе, имитация сексуальных действий, то это должно вызвать особую озабоченность. Не оставляйте такое поведение без внимания. Поговорите с ребенком, поговорите с воспитателями в детском саду, с няней, понаблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка – возможно, оно изменилось за последнее время. Такое опережающее, неблагополучное сексуальное развитие ребенка может быть следствием сексуального насилия, развратных действий в отношении вашего ребенка. Если такие факты обнаруживаются, то спасайте своего малыша, не замалчивайте проблему, обращайтесь за помощью в правоохранительные органы, к специалистам.

Любящие родители, доброжелательная и открытая обстановка в семье, и осмысленный процесс воспитания – залог благополучного будущего наших детей. Много сложностей встает на этом пути перед родителями, и иногда мы теряемся в этом мире неожиданных и непредсказуемых неприятностей: Как уберечь моего малыша? Как вырастить его здоровым? Как вести себя в той или иной ситуации? Нас не учат в школе, как воспитывать детей, нас не обучают в институтах, как быть родителями. Но у нас есть любящее сердце и стремление сделать своего малыша счастливым. Главное, чтобы наше стремление было осмысленным и здравым, чтобы мы подходили к воспитанию наших детей, как к серьезному процессу, который управляется нами, и результат которого всецело зависит от нас.

Ольга Северная, практикующий психолог (стаж 17 лет),
автор научно-исследовательских работ, преподаватель факультета психологии.