Как правильно извиниться? Советы ребёнку. Умение просить прощения по правилам этикета Что делать если провинился перед учителем

Михаил Лермонтов
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать - что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

1. Какова основная мысль стихотворения? Попробуйте сформулировать её своими словами.
2.Как воспринимает поэт прошлое и будущее в стихотворении? Составьте таблицу из двух столбцов-"Прошлое" и "Будущее"-и выпишите цитаты из стихотворения, относящиеся к прошлому или будущему.
3.Кого автор называет вестник избавленья? Какого избавленья, по-вашему, он ждёт от него?
4.В стихотворении отчётливо видны мотивы богоборческие. Лирический герой не доволен своей земной жизнью и обвиняет Бога. Укажите эти мотивы.
5.О какой другой жизни говорится во второй строфе?

Дорогие учителя, ученики и родители, хочу попросить у вас совета. Может вы когда-то сталкивались с подобной ситуацией. В общем, история такая, ко

мне с сентября стала придираться учительница по биологии, она к нам пришла в прошлом году, якобы из лицея, а у нас общеобразовательная школа. Весь период 10 класса она нас всячески унижала, говорила, что мы сельская школа, невоспитанные и некультурные дети. Но в 10 классе у меня с оценками по биологии проблем не было, она не занижала, были 4 и 5. В 11 классе она стала ставить мне 2 и 3. На первом уроке, уже в этом учебном году, мы повторяли учебный материал по 10 классу, и она сказала, кто ответит, что такое биосфера тому поставлю 5. Ну, я подняла руку и ответила правильно, а поскольку в то время у нас пока журнала не было, она записала в свой блокнот, чтобы потом поставить в журнал 5.На сегодняшний день оценки 5 в журнале так и не оказалось и сегодня я подошла к ней с этим вопросом, так как для меня эта 5 теперь важна, она ответила, что нигде моя фамилия не записана и она мне уже не хочет верить. Не хочет верить, потому что пару уроков назад мы писали проверочную работу, её вы увидите на фотографии ниже, всё, что написано после красной линии и двойки, как говорит учительница, не было написан. К сожалению я не смогла подойти сразу к ней после того как нам эти работы раздали и спросить почему у меня 2, причем у единственной из класса, у всех остальных 4 и 5, потому что я знала, что она скажет что мы все эти вопросы решаем на перемене, и поэтому я дождалась конца урока и подошла к ней, с этим вопросом. Она мне сказала что определений, которые вы видите на фото, вообще не было, я их на уроке дописала, перед тем как подойти к ней. Я ей, как она выразилась, лапшу на уши вешаю. Я ушла, очень расстроилась, подошла к классному руководителю и рассказала ситуацию, классный руководитель подошел к учителю по биологии и всё безрезультатно, классный руководитель сказала, что с этим учителем спорить бесполезно. А так как я учусь на 4 и 5, для меня эта 2 небезразлична. И сейчас я очень переживаю, что у меня будет 3 по биологии за 1 четверть. Многие ученики и выпускники 2013 года знают, что она ужасный человек, даже наши учителя не отрицают этого. В первое время, когда она только пришла, учителя вообще были в шоке. Ей около 55-60 лет

Дорогие учителя, ученики и родители, хочу попросить у вас совета. Может вы когда-то сталкивались с подобной ситуацией. В общем, история такая, ко

мне с сентября стала придираться учительница по биологии, она к нам пришла в прошлом году, якобы из лицея, а у нас общеобразовательная школа. Весь период 10 класса она нас всячески унижала, говорила, что мы сельская школа, невоспитанные и некультурные дети. Но в 10 классе у меня с оценками по биологии проблем не было, она не занижала, были 4 и 5. В 11 классе она стала ставить мне 2 и 3. На первом уроке, уже в этом учебном году, мы повторяли учебный материал по 10 классу, и она сказала, кто ответит, что такое биосфера тому поставлю 5. Ну, я подняла руку и ответила правильно, а поскольку в то время у нас пока журнала не было, она записала в свой блокнот, чтобы потом поставить в журнал 5.На сегодняшний день оценки 5 в журнале так и не оказалось и сегодня я подошла к ней с этим вопросом, так как для меня эта 5 теперь важна, она ответила, что нигде моя фамилия не записана и она мне уже не хочет верить. Не хочет верить, потому что пару уроков назад мы писали проверочную работу, её вы увидите на фотографии ниже, всё, что написано после красной линии и двойки, как говорит учительница, не было написан. К сожалению я не смогла подойти сразу к ней после того как нам эти работы раздали и спросить почему у меня 2, причем у единственной из класса, у всех остальных 4 и 5, потому что я знала, что она скажет что мы все эти вопросы решаем на перемене, и поэтому я дождалась конца урока и подошла к ней, с этим вопросом. Она мне сказала что определений, которые вы видите на фото, вообще не было, я их на уроке дописала, перед тем как подойти к ней. Я ей, как она выразилась, лапшу на уши вешаю. Я ушла, очень расстроилась, подошла к классному руководителю и рассказала ситуацию, классный руководитель подошел к учителю по биологии и всё безрезультатно, классный руководитель сказала, что с этим учителем спорить бесполезно. А так как я учусь на 4 и 5, для меня эта 2 небезразлична. И сейчас я очень переживаю, что у меня будет 3 по биологии за 1 четверть. Многие ученики и выпускники 2013 года знают, что она ужасный человек, даже наши учителя не отрицают этого. В первое время, когда она только пришла, учителя вообще были в шоке. Ей около 55-60 лет

Конфликты между школьниками и учителями, к сожалению, не редкость. Иногда его провоцируют сами дети, а иногда – взрослые. Скоро дети вновь пойдут в школу, и некоторые ученики могут столкнуться с подобными ситуациями. О том, что делать, если ваш ребенок не находит общего языка с учителем, расскажет «Я родитель».

Стоит ли вмешиваться?

Этот вопрос часто задают нашим психологам мамы и папы. Ответить на него в самом деле бывает непросто: многое зависит от ситуации, от возраста ребенка, от его отношения к происходящему.

Некоторые родители считают, что школьник – уже не малыш, а значит налаживать отношения с окружающими и отвечать за свои поступки он должен самостоятельно. В целом это правильная точка зрения, но лишь в том случае, если ребенок действительно сам виноват в конфликте с педагогом и у него есть желание признать свою вину и извиниться. Вероятней всего, учитель в таком случае проявит мудрость и пойдет на контакт, чтобы исчерпать неприятный инцидент. Но что делать, если конфликт приобретает затяжной характер?

Разбираемся в ситуации

Если вы все-таки решили вмешаться, то первым делом необходимо понять, .

«Моя дочь учится в 10 классе и отказывается ходить в школу, - написала нам Галина. – Говорит, что учительница занижает ей оценки из-за того, что моя девочка отказалась встречаться с ее сыном. . Как вести себя в этой ситуации и понять, кто прав, не испортив при этом отношений с учителями?»

Как видно из письма, самый главный шаг Галина сделала: она поговорила с дочерью. Разрешение любого конфликта надо начинать именно с этого. Внимательно выслушайте точку зрения ребенка, чтобы получить хотя бы какое-то представление о сложившейся ситуации. Не стоит ругать и уж тем более кричать на сына или дочь, пока вы не поймете, что же происходит между ребенком и учителем на самом деле. Общайтесь спокойным и доброжелательным тоном в спокойной обстановке.

Затем стоит договориться о встрече с учителем.

В самом начале разговора с педагогом объясните, что вы пришли не ругаться и не обвинять его, а разобраться в том, что происходит и вместе найти выход из положения.

Многие учителя, завидев разъяренных родителей, с порога предъявляющих претензии, сразу же начинают защищаться, даже если их вины в конфликте нет, и естественно, что такой разговор не получается конструктивным. Поэтому, если вы идете выяснять, кто прав, кто виноват, спокойно выслушайте точку зрения педагога, сравните ее с версией, которую рассказал вам ребенок, а затем уже делайте собственные выводы.

Если виноват учитель

Если после выяснения ситуации стало понятно, что виноват учитель, не спешите кидаться обвинениями и добиваться его увольнения, а попробуйте спокойно поговорить с педагогом, вы ведь взрослые люди и умеете находить компромиссы. Признание в своей некомпетентности любому учителю дается очень нелегко, ведь это связано с осознанием своей профессиональной несостоятельности. Скажите учителю, что вы не хотите раздувать конфликт еще больше, что не сомневаетесь в его профессионализме, но вам бы не хотелось повторения подобной ситуации.

Но даже если учитель признает свою ошибку, это не значит, что он сможет публично извиниться перед ребенком, поэтому на помощь ему должны прийти вы. Дома поговорите с ребенком по душам, объясните ему, что все имеют право на ошибку, и взрослые тоже. Скажите, что учитель просто устал, перенервничал, что у него очень сложная работа. Главное в разговоре – не убедить ребенка в том, что педагог плохой, а сделать так, чтобы школьник не потерял к нему уважения. Понимание того, что все люди могут ошибаться, позволит ребенку чувствовать себя спокойнее.

Главная ошибка, которую допускают родители – это негативные высказывания в адрес учителя. Если вы будете настраивать ребенка против педагога, то рискуете раздуть конфликт еще больше, так как школьник, почувствовав свою правоту, может потерять контроль над своими эмоциями.

Если виноват ребенок

Если оказалось, что в конфликте виноват ребенок, вы должны серьезно поговорить с ним, вместе проанализировать сложившуюся ситуацию, объяснить ему, в чем он не прав и убедить его извиниться перед учителем.

Если ребенок отказывается идти «на мировую», поговорите с педагогом и попросите его дать вашему чаду отсрочку. Скорее всего, со временем, когда первые эмоции немного поутихнут, все утрясется, и ребенок, осознав свое неправильное поведение, уже сам попробует наладить отношения с педагогом.

Главное – следить, чтобы изначальный конфликт не зашел еще дальше, поскольку некоторые дети настолько упрямы, что принципиально стараются сделать еще хуже, обидевшись и разозлившись на то, что родители априори не приняли их сторону.

Если это произошло, то, возможно, придется обратиться за помощью к детскому психологу и поискать причины упрямства. Может оказаться, что конфликтность – черта характера вашего ребенка, и тогда с ней придется бороться.

Если точка зрения родителей не совпадает с мнением педагога

Бывает и третий исход ситуации, когда учитель настаивает, что виноват ребенок, а родители не могут с этим согласиться, соответственно, прийти к общему консенсусу не удается. Так, например, случается, когда педагог слишком строгий и требует от детей беспрекословного подчинения его правилам, а родителям такой подход кажется неверным.

Вы можете выбрать один из трех вариантов дальнейших действий. Первый – это пересмотреть свое собственное отношение к ситуации. В этом случае вашей главной задачей будет сделать так, чтобы из-за произошедшего конфликта не пострадала самооценка вашего ребенка. Помогайте ему с домашними заданиями по предмету, который ведет этот учитель, поддерживайте его, дайте ему почувствовать, что вы на его стороне.

Второй вариант более кардинальный – это перевод ребенка в другой класс или школу. Если у вашего чада сложились хорошие отношения с одноклассниками, переводить его в другую школу – не лучший вариант, так как ребенок потеряет контакт со своими друзьями. В таком случае стоит подумать о переводе в другой класс: так он сможет общаться с ровесниками на переменах, до и после уроков.

Если с переводом возникают сложности (например, у вас специализированная школа или класс, которые в целом вас устраивают), поговорите с учителем еще раз и объясните, что ему стоит поменять отношение к вашему ребенку. Не устраивайте скандала, но говорите об этом уверенно и твердо. Скажите, что вы уважаете его как педагога, вам нравится в целом уровень преподавания в этой школе, но сложившуюся ситуацию вы видите в ином свете. Скорее всего, учитель не захочет возникновения проблем и вы сможете прийти к взаимной договоренности.

И третий вариант, который представляет собой крайнюю меру – это обращение в школьную администрацию или районный образовательный комитет. Быть может, этому учителю сделают выговор или назначат другого педагога вести его предмет, либо предложат какой-то другой выход из сложившегося положения.

Виктория Котлярова

Некоторые дети часто врут: по поводу домашнего задания, того, что они ели на обед, действительно ли они почистили зубы. Но родители не всегда могут различить, что правда, а что ложь. Пройдите тест и узнайте, как часто ваш ребенок говорит неправду.

Школа – это место стресса для любого, кто имеет к нему какое-либо отношение. В момент, когда присутствующие устали, спешат, а часто и голодны, очень сложно держать себя в руках. И как результат необдуманные слова, действия и их последствия. Одно из последствий – необходимость извиниться перед учителем за своё поведение. Как подготовиться к этому поступку? Что можно сказать, и как лучше себя вести?

Искренние извинения

Педагоги, которые работают в школе, часто сталкиваются с плохим поведением своих учеников. Обмануть такой опыт и проницательность не получится: очевидно, когда ребенок или подросток просит прощения искренне, а когда ему просто хочется как-то повлиять на ситуацию в свою пользу. Поэтому стоит постараться проникнуться чувствами, которые помогут говорить от души.

Например, стоит подумать об рабочей атмосфере. Работать в школе тяжело: начальство требует от одного, родители – второго, а ученики ожидают третьего. Угодить каждому невозможно; как результат каждый день приносит чьё-то недовольство. Выживать в таком окружении непросто, тем более что у каждого есть личные проблемы. Да и сам школьный коллектив отнюдь не всегда дружный. Поэтому преподавателям, даже самым злым, можно посочувствовать.

Каждому человеку хочется, чтобы его труд ценили. Особенно когда результат и зарплата тесно с этим связаны. А пытаться заинтересовать подростков, которым ничего не нужно, кроме собственных желаний, сложно. Многие из открыто демонстрируют своё пренебрежение, и даже если учительница не подаёт вида, её это задевает, ведь тем самым они показывают, что её труд никому не нужен. А разве хочется стараться в этом случае? Более того, большое количество не успевающих по предмету – это повод начальству школы сократить и без того небольшую зарплату.

После того как получилось проникнуться чувствами обиженной стороны, стоит взглянуть на произошедшее её глазами.

Причины для обид

Дальнейшие действия зависят от того, что послужило поводом для конфликта. Это может быть:

  • оскорбление;
  • обман;
  • прогул;
  • списывание.

Оскорбление. Многие подростки любят шутки, связанные с сарказмом, иронией и им это кажется забавным юмором. Но так ли это выглядит с позиции того, над кем шутят? Нередко, увлекаясь, подростки переходят на откровенную грубость. Однако если объект сарказма - взрослый человек, такое поведение неуместно.

Если это произошло, то прося прощения, нужно честно признать, что позволил себе слишком много и хотел показаться самым остроумным. Если грубость была допущена при всём классе, то и было бы справедливо попросить прощения при этих же свидетелях, хотя и страшно. Главное помнить, что извиняться не стыдно – стыдно быть хамом, которому не хватает силы духа, чтобы признать ошибку.

Обман. То, что честность важно известно многим, но не всегда получается во поступать именно так. Дети идут на обман ради хорошей оценки, прогула – в общем, ради собственной выгоды. И когда обман всплывает, нужно извиниться и признать это. Разумеется, вернуть доверие сразу вряд ли получится, поэтому впоследствии понадобится честно и сразу говорить о проблеме. Адекватный человек поймёт, каких усилий это стоило – ведь обмануть проще.

Списывание. Пожалуй, самый распространённый повод для конфликта, за который, обычно, попадает сразу двоим. Для того, чтобы исправить ситуацию, извиняться придётся обоим, лучше по отдельности.

Чего не стоит делать

Не нужно сразу рассказывать каждому встречному о произошедшем: это портит репутацию обоим. Так можно найти себе неприятелей и среди других работников заведения, которые дружат с обиженным. Вряд ли ученику удастся без потерь выиграть такую войну.

Неразумно продолжать в том же духе. Некоторые преподаватели умеют мстить масштабно. Так, например, в одной школе девочкам-хулиганкам просто не выдали аттестаты, так как эти учителя признали их неаттестованными по своим предметам. Подтверждением послужили записи о прогулах и заметки, о безрезультатных вызовах родителей. Да, эти учителя потеряли в зарплате, но и здорово проучили обидчиц – пока одноклассники поступали и разъезжались, те были вынуждены посещать вечернюю школу.

Не стоит пытаться оправдаться любой ценой. Такое поведение больше говорит о желании выкрутиться, чем о честном признании своей вины. Попытка увильнуть и спихнуть вину на других вызывает неприятные чувства.

Было бы странным поднимать эту тему во время урока – скорее всего покажется, что это попытка саботажа. Лучше выбрать время до или после занятий.

Если учитель с характером

Мудрый педагог не будет вступать в конфронтацию с учеником – скорее, просто поможет понять, в чём тот был не прав и закроет тему. К сожалению, таких немного. Как быть, если обиженный не желает идти на примирение?

Можно посоветоваться с классным руководителем и психологом. Разговор лучше вести в положительном ключе, не обвиняя никого. Даже если такой разговор не поможет решить конфликт, будет легче разобраться, если из-за обиды начнут занижаться оценки. А если получится, конфликт будет улажен за стенами учительской.

Иногда что-то решает небольшой презент, типа хорошей ручки, коробки шоколадных конфет или украшения. Главное, чтоб было ясно: цель презентация не подкупить, а восстановить хорошие отношения.

Для большинства учителей знаковым является присутствие кого-то из родителей. С членами своей семьи обычно проще договориться, главное упомянуть о своих попытках примириться самостоятельно. Большинство родителей встанут на защиту интересов своего ребёнка, особенно если тот исчерпал доступные способы. Иногда достаточно просто присутствия родителей, иногда учитель ожидает обещания, что те примут какие-то меры. Лучше не настраивать их друг против друга.

Если и это не помогает, и дело приобретает серьёзный оборот, то уже родители обращаются за помощью к директору. Тот помогает разобраться с заниженными оценками и придирками.

Извиняться перед вредным, злопамятным и конфликтным человеком неприятно. Более того – вероятно, многие скажут, что с ним в ссоре половина его знакомых. Но в жизни предстоит встретить ещё не одного такого человека, и опыт находить с такими общий язык может очень пригодиться. Тем более, что миролюбивых людей ценят везде.

«Я, конечно, не виновата, но ты меня извини…»

«Я, конечно, не виновата, но ты меня извини, потому что твои родители пришли ко мне, а я не хочу, чтобы они больше ко мне приходили». Приблизительно так извинялась учительница перед семиклассником в одном из опустевших коридоров общеобразовательной школы. Было похоже, что мальчику ее извинение давалось нелегко: напряженный взгляд, каменное выражение лица, в общем, стойкий оловянный солдатик в красно-синем мундире, известный по сказкам Андерсена. Если бы не услышанные слова, вполне можно было бы предположить, что этот педагог не извиняется перед ребенком, а в чем-то обличает его. Оказывается, даже простое извинение может иметь агрессивную окраску… Несмотря на то что отзвенел последний звонок и учебный год давно закончился, вопросы относительно этической стороны учительских извинений не исчезли никуда. Можно не сомневаться, что первого сентября вместе с букетами цветов и загорелыми детскими лицами придут и старые формы взаимоотношений, в которых очень часто при конфликте с педагогом ученик становится маленьким безголосым «я».

Об этой проблеме редко говорят в психолого-педагогической литературе, еще реже она под-нимается в школе или семье. Многовариантность форм и несколько размытая структура извинения ведет к тому, что в ответ на вопрос «за что перед вами извинялся учитель?» дети начинают просто пересказывать факты. Как правило, и они, и их родители, не сговариваясь, детально описывают все, что произошло. Но если спросить их о причине произошедшего конфликта, многие окажутся в растерянности. Однако у каждой обиды или ссоры есть своя причина, но выявить ее бывает очень нелегко, особенно если речь идет о преподавателе и его ученике. Для учительского извинения, думаем мы, должна быть очень веская причина, например, если ребенка откровенно оскорбили, несправедливо наказали, демонстративно высмеяли и т. д. За учительским извинением почему-то всегда видится лишь самое страшное, хотя то же оскорбление может быть завуалировано под упрек, а насмешка обернута в корректный фантик замечания. И в этом случае очень сложно провести черту, за которой заканчивается педагогическое поле. Недаром сегодня те психологи, которые изучают взаимоотношения детей с педагогическим коллективом, вынуждены прибегать к разнообразным уловкам, чтобы отыскать в массе противоречивых фактов тот самый ящик Пандоры. Так, рядом с вопросом «Как часто тебя обижают учителя?», детские психологи спрашивают современных школьников и о том, «сколько раз учителя извинялись перед тобой?», «ты часто на них обижаешься?», «называл ли когда-нибудь учитель тебя дурой/дураком и другими обидными словами?». Хорошо прослеживаемая однотипность подобного анкетирования объясняется тем, что многие школьники просто не склонны вкладывать свои отношения с учителями в какие бы то ни было эмоциональные или понятийные рамки. В этом возрасте многим из них проще «не увидеть» направленную в их сторону стрелу, чем держать оборону. Наверное, потому и получаются парадоксальные анкеты, в которых учителя «не обижают», «не извиняются», «я на них не обижаюсь», но при этом «дураком и бестолочью называют, да». Говорят, что подобные ответы чаще всего встречаются у детей из общеобразовательной школы, где массовость и ставка на поток несколько снижают допустимые планки обращения с ними. Конечно, в элитной гимназии или престижном лицее учебный процесс перекроен под личность каждого отдельно взятого ученика, поэтому любой выпад в его сторону может закончиться для учителя плачевно. Элитарность внешних форм накладывает отпечаток и на этическую норму.

Еще зимой моя 13-летняя племянница поделилась очень интересным наблюдением. По ее словам, чем взрослее они становятся, тем больше изменений происходит и в их взаимоотношениях с учителями, когда тем приходится извиняться перед всем классом или кем-то из учеников. Если в младшей школе этот процесс происходил естественно и просто, то средняя школа принесла довольно интересные поправки. «Сегодня перед нами, - говорит девочка, - объяснения (!) как-то затягиваются. Правда, сами учителя говорят быстро и коротко, непонятно комкают слова». Пожалуй, это маленькое наблюдение служит лучшей иллюстрацией того, что иногда даже школа способна прививать детям искаженные стандарты поведения, в которых простое словесное извинение может идти с подтекстом «мне не хочется этого делать» или «это невероятно тяжело». А ведь дети улавливают все эти тонкие нюансы очень хорошо. Они могут только делать вид, что им абсолютно все равно, но на самом деле любую информацию они впитывают в себя как губки. И стоит ли удивляется тому, что в следующий раз при аналогичной ситуации один ребенок может не услышать, второй - не увидеть, а третий - не заговорить? Кроме того, еще с детства многим из нас родные и близкие могут закладывать основу будущего страха и неуверенности в себе. Это случается тогда, когда любой проступок на людях они превращают в насильственное извинение. Сначала стыдят и укоряют, а потом резко выталкивают вперед: «Иди за прощением». Как правило, это психологическое сальто срабатывает на ура - завтра ребенок будет мгновенно закрываться в подобной ситуации или входить в образ несущегося с извинениями «боевого слона».

Между учителем и учеником сегодня процветают и другие формы взаимоотношений. Так, современная школа наполнена эпизодами, в которых искреннее извинение педагога воспринимается в штыки. То есть многие дети испытывают дискомфорт только потому, что перед ними извиняется взрослый. Как правило, подобное поведение свидетельствует о том, что в таких семьях родители очень редко снисходят до объяснения своих поступков и еще реже способны за что-то извиниться перед своими же детьми. Прецедентное право работает и здесь. Сегодня способность правильно преподнести свое извинение становится все более актуальной, особенно если мы говорим об общеобразовательной школе как об институте, прививающем определенные навыки и дающие позитивные клише. Но как тогда правильно извиняться перед учеником или учениками? Какие формы или стили извинений стоит «применять»? Что делать при неоднозначных ситуациях, когда к межличностным отношениям подключается дирекция школы или родители? За ответом на эти и другие вопросы мы обратились к специалистам из Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины - кандидату психологических наук, заведующей лабораторией психологии дошкольника, Светлане Лады-вир и ведущему научному сотруднику Лесе Вовчик-Блакытной:

Вовчик-Блакытна: Рецептов, как правильно извиняться, нет. Что касается подростков - они очень чувствительны к правде и неправде. Если учитель сам понял, что был неправ и искренне извиняется, ребенок всегда воспринимает это нормально. И тогда не нужно искать ни формы, ни концепции, как это сделать или преподнести. А вот если указание идет сверху, учитель, конечно, будет извиняться по-другому.

Ладывир: Я думаю, что подходит любая форма, если она адекватна той произошедшей ситуации. Все зависит от характера личностных взаимоотношений между учителем и учеником. Если речь идет о коллективе, тогда, конечно, извиняться нужно перед всеми. Если же это интимно-личностные отношения, тогда только тет-а-тет. Учитель должен быть не цербером и надзирателем, а наставником в самом хорошем смысле этого слова. По Антону Семеновичу Макаренко, сначала как можно больше любви к ребенку и только потом требования. Когда происходит выяснение ситуации, учитель и ученик должны быть на равных. Не «послушай, надо делать так», а «я очень хочу, чтобы ты меня услышал», ведь «ты не подумал», «не обратил внимание», «не заметил», «не учел». И даже может быть такая форма: «не спеши соглашаться со мной», если я знаю, что этот ребенок строптивый. То есть заведомо подтекст у взрослого должен быть: я тебя ценю, уважаю и хочу, чтобы эта ситуация сгладилась и больше не повторялась. Любому учителю надо остерегаться личностных суждений: «ты плохой», «ты грубиян», «как ты смеешь!» - нет, ни в коем случае. Самое главное - понять эмоциональное состояние ребенка. Тогда у любого взрослого будет меньше ошибок, и извиняться ему не придется.

По словам психологов, многие дети не различают оттенков в отношениях с учителями. То есть, они не могут точно сказать, в какой момент учитель их оскорбил, а когда просто проявил холодность или был невнимателен. И если у них спросить, за что конкретно извиняется учитель, очень часто они начинают рассказывать ситуацию целиком, не выделяя настоящую причину. Почему?

Ладывир: Во-первых, эмоциональная сфера ребенка не защищена. Во-вторых, у него еще нет опыта лживых взаимоотношений. Сами взрослые извиняются как? Поведением. Редко кто скажет «Извини меня, пожалуйста. Я был неправ (неправа)». А это начинается из детства. Когда ему, маленькому, говорят: «Пойди, извинись», а он надулся - «Не. Не буду!». А его теребят, от него требуют. Но ведь дело не в том, чтобы вытянуть из него это извинение. Это неправильно. Наоборот, сложившуюся ситуацию надо раскрутить так, чтобы желание извиниться вышло из ребенка само. А вместо этого дети еще с садика усваивают следующую форму: «Посмотри в глаза, поморгай, покажи, что ты паинька, и пошел». Потому и получается, что вместо того, чтобы прийти и сказать «Мамочка, извини. Бес попутал», ребенок выкручивается или молчит. То же самое происходит и в школе.

Вовчик-Блакытна: Дело в том, что дети подросткового возраста очень обостренно воспринимают все, что касается их личности, так как именно в этом возрасте интенсивно идут процессы формирования самосознания, вырабатывается самооценка. А это все очень тонкие психологические процессы, которые сопровождаются развитием определенных защитных механизмов, когда подросток, например, создает себе своеобразную психологическую скорлупу. Если он будет реагировать на каждый намек, каждое замечание, он постоянно будет в стрессе. Ведь дети чрезвычайно чутко воспринимают даже взгляд. Очень легко рассказывать, как всех любишь и уважаешь, а на деле Васю к ногтю, потому что Вася пока только в пятом классе… Причем внешне подросток может никак не отреагировать, но внутри себя он зафиксирует это четко. И если он «проглотит» свой протест, проблема загонится внутрь, начнутся психосоматические заболевания в виде язвы желудка или проблем с желудочно-кишечным трактом. Но извинение, чтобы просто затереть конфликт, ребенку не нужно. Он не хочет чувствовать себя клоуном в ситуации, когда учитель просит прощения только из-за родителей или по настоятельной рекомендации директора школы.

Кроме того, надо учитывать и то, насколько дети привыкли слышать слова извинения дома. Один ребенок считает, что слово «дурак» простое и привычное, а для другого такое обращение недопустимо. Есть семьи, в которых родители никогда не извиняются, считая, что ребенок должен просто извинить или забыть. Но это неправильно. Детям любого возраста это надо проговаривать вслух. Иногда бывают ситуации, когда старшеклассник говорит, что хочет отомстить Марье Ивановне за то, что в третьем классе она ему то-то и то-то сделала. Парню уже 17 лет, но в нем эта обида все еще сидит, он ее хорошо помнит.

Насколько я знаю, вариант «родители надавили» работает в наших школах очень хорошо. Одно дело, если им пользуются ученики младших классов, и совсем другое - старшая школа, когда 16-летний парень или девушка подключают к своим взаимоотношением с Ниной Алексеевной маму или папу… Быть может в этом возрасте подросток уже должен быть готов к тому, чтобы регулировать отношения с учителями самостоятельно?

Вовчик-Блакытна: Тут проблема в том, что в наших школах перед учителем подросток чувст-вует себя беззащитным и маленьким, поэтому, чтобы подкрепить свою силу, он ведет папу или маму. Но если родители тут же бегут в школу и устраивают скандал, это наихудший вариант. Желательно, чтобы они не бросались сразу же на амбразуру, а постарались сначала разобраться в ситуации, обсудить возможные варианты выхода из нее. А если уж идут к учителю, то не как к сопернику или врагу, а как к другу, коллеге, вместе с которым они ведут детей по жизни и учат умению жить среди людей.

Ладывир: Ситуация, которую вы обрисовали, это идеальный вариант начиная уже с третьего года жизни, когда у ребенка просыпается свое хочу, буду, нравится - не нравится. Но не каждый ребенок обладает нормальной способностью об этом заявить. Тем более что микрогруппа это совсем другое, особенно, если у детей с самого начала сформировали установку, что учитель - это царь и бог, требования которого надо выполнять. Конечно, ребенок всегда должен иметь возможность прийти и выговориться, другое дело, что в силу эмоциональных, психофизиологических и сотни других причин это не каждому дано. Для этого есть семья, которая должна заботиться об интересах своего ребенка.

Вообще эти треугольники - очень типичная ситуация. Почему? Потому что сегодня у учителя нет нормальных отношений с каждой семьей. Если в начальной школе учитель это друг и наставник, то уже в пятом классе он становится предметником - физиком, математиком, биологом и т. д. За школьной программой ему некогда присматриваться к детским настроениям. Воспитательную функцию школы мы почти потеряли, хотя лозунг «личностно ориентированный подход» сегодня знают все. Хорошо, что мы все-таки осознали, насколько бездуховное поколение выходит. Да, интеллектуально подготовленное, но с абсолютно мелкой душой. А ведь школа это еще и воспитательное учреждение, которое должно помочь каждому ребенку сформировать ценностные ориентиры, показать, что добро всегда побеждает зло, даже если это добро стоит на тоненьких ножках.

Учителя - тоже люди, поэтому ничего человеческое им не чуждо. И даже обижаться на ученика, который, пусть и слывет бунтарем, сразу оказывается в незавидном положении и каждый день ожидает казни с участием директора, завуча… Исправить положение поможет учительское прощение. Но как его попросить?

Редакция сайта предлагает 5 работающих способов извинения перед учителем. Давайте узнаем, как можно снять напряжение в отношениях ученика с педагогом.

Почему обиделся учитель?

О, этот список может быть практически бесконечным. Однако мы перечислим самые «популярные» поводы, по которым педагоги обычно озадачиваются и обижаются:

Ученик открыто оскорбил учителя скабрезным словом;
. высказался о внешних или умственных данных педагога;
. открыто исправил ошибку, допущенную учителем;
. сорвал урок шутками, смехом или иного рода «творческим» выступлением;
. прогулял урок учителя;
. не поздоровался;
. потерял важную книгу или материалы учителя;
. не проявил себя не открытом уроке;
. не явился на важное внеклассное мероприятие;
. отказался участвовать в уборке класса;
. смотрел на часы во время урока;
. показательно стонал, когда учитель задавал домашнее задание или сообщил, что придет на замену другого педагога;
. высказался плохо о человеке, которого учитель очень высоко ценит;
. озвучил мнение о том, что предмет, который ведет данный учитель, ему не важен для дальнейшего обучения в вузе и вообще в жизни.

И это лишь небольшая толика причин, которые становятся камнем преткновения в общении ученика с педагогом и поводом для школяра, ломать голову в размышлениях «и что теперь со всем этим делать?»

Мне страшно

Понимать, что ты обидел учителя, точнее - что учитель обижен на тебя - тяжкая ноша для любого ученика. Даже самого ершистого и хулиганистого. Школа - в принципе очень-очень-очень непростое времяпрепровождение для ребенка с субординацией, жесткими правилами, потоком информации и бесконечными заданиями. А тут еще и отягчающее обстоятельство в виде насупленного лица педагога и постоянной боязни, что на тебе жаждут отыграться.

Кто виноват и что делать?

По правде говоря, настоящий профессионал на своего ученика обижаться не станет. Педагог, сведущий в детской психологии и особенностях мышления юного «грызуна» гранита наук, найдет правильную манеру поведения, чтобы, во-первых, не выставить в себя в глупом свете, во-вторых, не измываться над нерадивым школьником, а сделать шаг ему навстречу, поговорить тет-а-тет. Или сделать вид, что ничего не произошло, если ученик нашалил в силу детской неуравновешенной натуры.

НО… В наших школах далеко не всем педагогам хватает сил, терпения и… мудрости, чтобы не довести до конфликта или хотя бы изящно выйти из «накаленной» ситуации. Да, да, потому что учитель всегда прав. Многие педагоги с завидной регулярностью входят в открытую конфронтацию с подопечными, и последние либо избегают обиженного педагога, либо мучаются, не зная, как извиниться перед ним.

Кто придет на помощь?

Бывает, что в процесс включается классный руководитель (он может узнать о конфликте от других учеников или услышать про «ЧП» в учительской) и «разруливает» конфликт своими силами и личным обаянием.

Никуда не деться родителям, если конфликт изрядно «заострился»: они и выбирают вариант извинения перед оскорбленным учителем, если считают свое чадо виновным и обязанным попросить прощения. И здесь начинается самое интересное…

5 способов извиниться перед учителем

Каждый вариант зависит от личности учителя, а уже родителям важно держать руку на пульсе событий и знать, что происходит не только в дневнике, но и в душе юного ученика. Благо, сейчас масса каналов, по которым мама может узнать о конфликте в день его появления, и ей не придется выпытывать «секрет» у сына или дочери. Лучше сосредоточиться над тем, какой тип извинения предпочесть.

Адекватный учитель

Такой педагог скорее всего сразу простит и бунтаря, и лентяя, сделав на следующий день вид, как будто ничего не произошло. И на оценках «обидчика» это не скажется. Мудрый педагог еще и пошутит на этот счет, а отдельно скажет провинившемуся слова поддержки и разумные напутствия, которые помогут больше не попадать впросак.

Разумеется, адекватный учитель будет рад обычному «Извините» от подопечного, ведь это значит, что ученик что-то в этой жизни уже успел понять. Причем, мудрый педагог примет извинения даже по телефону.

Истеричка

Распространенный случай в наших школах, когда взрывная учительница реагирует на все очень бурно и близко к сердцу, отчего ученики часто оказываются на «скамейке штрафников». Как правило, эти учителя ощущают, что не признаны до конца, любят командовать, контролировать, ощущать свою власть над учениками и их родителями.

Весомость извинению ученика придаст мамино присутствие и букет цветов (как вариант, конфеты или небольшой сувенир).

Консерватор

Такой педагог может обидеться всерьез и надолго, и затягивать конфликт не стоит. Ни-ни! Консерватор не мелочится, и если обиделся, может уничижать ребенка из соображений: «Я тебе преподам урок и научу правилам жизни». Шалость ребенка такой педагог воспринимает как нарушение четкой картины миры и оскорбление в свой адрес. Такой педагог серьезно готовится к урокам и воспринимает свою миссию слишком серьезно.

Если школяр набедокурил на уроке обидчивой «железной леди», стоит явиться пред ее ясные очи и просить прощения, обязательно с осознанием того, что натворил.

Учитель старой закалки

Учителя предпенсионного и пенсионного возраста бывают разными: многие из них входят в категорию мудрых, иным всегда в душе 25, некоторым - 115… И вот с последней категорией особенно сложно активным и смешливым ученикам.

Надо сказать, что дети к таким мастодонтам относятся с уважением, и если все же умудрились обидеть, то лучше явиться с извинением перед уроком или после него, наличие родителей и букета не станет лишним. В тексте извинения должно быть вступление об уважении к учителю и искреннее сожаление о проступке.

Большой ребенок

Редкий тип учителей - очень творческих, немного рассеянных, восторженных, ярких (помните учительницу английского языка Джульетту из фильма «Когда я стану великаном»?). Их обожают ученики за легкость и свободу, которую они позволяют на своих уроках, однако дети не всегда могут рассчитать «амплитуду», отчего обижают милого учителя. Он и всплакнуть может на уроке…

И с удовольствием примет извинения - не нужно родителей, цветов и прочих сюрпризов - но обязательно лично извиниться лицом-к-лицу. Он наверняка еще и обнимет своего обидчика!